Социология и психология управления

 

Системные основы социологии и  психологии управления
Информационный потенциал личностных и социальных систем,  системные трансформации и управление

 

Аннотация

Постановка проблемы

 Человека изучают различные науки: психология, биология, социология, философия, антропология, науки об управлении в организациях и т.д., но все они занимаются собственными исследованиями, как правило, исключительно в рамках своих методов и представлений. Создается такое впечатление, что на   земле обитает несколько видов человека: один изучают философы, другой психологи, третий социологи, более того,  появился новый вид - «человек трудящийся», которого изучают теоретики управленческой мысли.

В литературе по управлению социальными  системами даются рекомендации предельно общего характера. Возможно, работодателям здравый смысл подсказывает, что на должность главного бухгалтера необходим человек с несколько другими чертами, нежели на должность руководителя рекламного отдела, что принципы управления социальной системой творческого коллектива и бухгалтерским отделом, или крупной, стабильно работающей долгие годы корпорацией и недавно созданной фирмой должны быть несколько иными. Однако этот выбор невозможно сделать на научной основе, поскольку  управление рассматривается отдельно от субъекта, из-за чего как бы «повисает в воздухе», т.к. не связано со структурой социальной системы, состояния конкурентной среды, стадии развития организации.

Для преодоления этих проблем и объединения знаний о человеке различных наук использованы закономерности общей теории систем, как  универсальной междисциплинарной методологии, позволяющей рассматривать человека и социальную систему в единстве с условиями среды и  особенностями развития.

Личностные и социальные системы представлены в книге в виде моделей, опыт системного  взаимодействия которых с окружающей средой отрабатывался и накапливался на протяжении всей истории существования человека в самых разнообразных условиях среды. Действительно, опыт того периода, который мы называем современной цивилизацией, насчитывает десятки (или сотни) лет, опыт группового взаимодействия с разнообразными условиями среды – это миллионы лет истории человечества, на протяжении которой вырабатывались модели поведения, а так же социально–психологические структуры социумов,  способствовавшие выживанию в тех или иных условиях.

Полученные представления о структурах социальных систем, соответствующих тем или иным условиям среды, позволяют на научной основе вырабатывать правила по подбору персонала, а так же правильно расставлять акценты при его мотивировании, формировании корпоративной культуры, выбору стиля руководства и т.д. соответственно условиям конкурентной среды, стадии развития предприятия, особенностям направления деятельности и т.д.

 

Осипова-Дербас Л.В. Системные основы социологии и психологии управления/ СПб.: Издательство «Инфо-да», 2008. – 240 с.

 ISBN 978-5-94652-227-4

 

Теоретическими основами данной книги являются системные представления об информационном единстве  процессов социального развития, позволившие рассматривать управление как целостный социально-психологический процесс принятия управленческих решений в соответствии со структурой, особенностями развития социальной системы  и разнообразием условий конкурентной среды. Особое внимание уделяется структуре, потенциалу и психологическим особенностям управления личностной системой, а так же системным кризисам управления, скрытому управлению, законам адаптации систем.

Книга адресована преподавателям, студентам и аспирантам учебных заведений, менеджерам предприятий и организаций,  и всем, кто интересуется особенностями управления.

Книгу можно заказать у автора derbas@narod.ru.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение....................................................................................................................................................  3

РАЗДЕЛ 1.  СТРУКТУРА  И  ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТНЫХ СИСТЕМ.............................................. 11

Глава 1. Свойства систем и потенциальные информационные возможности
личностной системы.................................................................................................................................. 11

1.1 Свойства систем.......................................................................................................... 11

1.2 Иерархия систем. Блок-схема модели социальной системы общества.......................... 16

1.3 Трансакционная структура личности по Э. Берну..................................................... 19

1.4 Информационный потенциал личностной системы................................................ 22

Глава 2. Структура  и управление личностной системы....................................................25

2.1  Структура и управление личностной системы.........................................................25

2.2 Адаптивные возможности личности. Культурная оболочка....................................29

2.3 Принятие решений личностной системой.................................................................34

2.4 Формирование информационной базы данных    личностной системы..........................37

2.5 Кризисы управления личностной системой..............................................................42

2.6 Разнообразие видов отношений. Социально-психологические основы
статусов и ролей................................................................................................................. 48

Глава 3. Личность и группы.................................................................................................. 50

3.1 Группы и групповые взаимодействия........................................................................50

3.2 Социально-психологические группы.........................................................................52

РАЗДЕЛ 2.  СТРУКТУРА И ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ................ 55

Глава 4. Принципы формирования и структура  социальных систем............................... 55

4.1 Системообразующие факторы социальной системы.................................................55

4.2 Социально-психологическая структура и потенциал социальных систем....................... 56

4.3 Социально-психологическая позиция человека
и ее изменение в  социальной системе............................................................................ 60

Глава 5. Аккумуляция в принципах управления опыта
управления многих поколений и народов........................................................................... 63

5.1 Развитие социальных систем как история накопления информации
по способам взаимодействия с разнообразными условиями среды......................
.................. 63

5.2 Социально-психологическая структура социальной системы
в стационарных условиях дикой природы....................................................................... 64

5.3 Социально-психологическая структура социальной системы
в динамичных условиях дикой природы.......................................................................... 67

5.4 Структура социальных систем в условиях преобладающего влияния антропогенных факторов     70

5.5 Совмещенные социальные системы. Современные социальные системы
и их разнообразие............................................................................................................... 79

5.6 Современные социальные системы и их разнообразие........................................... 81

5.7 Кризисы управления в социальных системах........................................................... 85

Глава 6. История развития теории и практики           управления..................................... 97

6.1 Управление древними обществами. Теория и практика управления
в условиях античного классического рабства.................................................................. 97

6.2 Теория управления Платона...................................................................................... 101

6.3  История перехода к социально-психологическому подходу
в теории управления........................................................................................................ 102

Глава 7. Трудовая организация как система....................................................................... 107

7.1 Системообразующие факторы и структура организации.
Ведущие факторы управления и особенности систем................................................... 107

7.2 Динамика развития организации. Степень развития системы.............................. 114

7.3 Причины и особенности бюрократизации социальной системы.......................... 118

7.4 Зависимость социально-психологической структуры
от условий конкуренции.................................................................................................. 121

7.5 Кризисы управления в современных организациях............................................... 126

РАЗДЕЛ 3. АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА........ 132

Глава 8. Властные отношения в организации................................................................... 132

8.1 Функции аппарата управления................................................................................. 132

8.2 Мотивирование персонала........................................................................................ 134

8.3 Социальные и психологические основы
принятия управленческих решений................................................................................ 140

8.4 Конкурентоспособность современных организаций.............................................. 145

Глава 9. Организационная культура как социально-психологическая проблема........... 151

9.1 Культура как исторически накопленный социальный опыт.................................. 151

9.2 Культура как личностный компонент членов трудовой организации.................. 156

9.3 Проблемы воспроизводства культуры в трудовых организациях.......................... 158

РАЗДЕЛ 4.  ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ................................. 163

Глава 10. Стили руководства и социальные роли руководителя..................................... 163

10.1 Психологические основы типологии лидерства.
Руководство и лидерство................................................................................................. 163

10.2 Стили руководства................................................................................................... 169

10.3 Структура базовых социальных ролей руководителя............................................ 173

10.4 Способности к управленческой деятельности....................................................... 176

10.5 Психодиагностика организаторских способностей............................................... 179

Глава 11. Отношения в социальной организации предмет труда руководителя........... 184

11.1 Лидерство и факторы формирования «команды».................................................. 184

11.2 Социально-психологическая позиция руководителя............................................ 193

11.3 Противоречия управленческой деятельности........................................................ 195

11.4 Проблемы отчужденности аппарата управления от управляемых...................... 200

11.5 Проблемы осознания социальной ответственности
за качество управления.................................................................................................... 202

РАЗДЕЛ 5. СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ            205

Глава 12. Страх, как фактор скрытого управления личностью......................................... 205

12.1. Социальный страх как древнейший способ выживания..................................... 205

12.2 Социальные страхи в деловой жизни.................................................................... 208

12.3 Способы защиты от страха...................................................................................... 210

Глава 13. Технологии скрытого управления...................................................................... 214

13.1 Особенности и необходимость скрытого управления в организации................ 214

13.2 Механизмы манипуляций........................................................................................ 216

13.3 Манипуляции в деловой жизни.............................................................................. 223

13.4 Защита от манипуляций........................................................................................... 226

Заключение..................................................................................................................... 235

Литература....................................................................................................................... 237

 

Введение

Человека изучают различные науки: антропология, биология, психология, социология, философия, менеджмент и т.д., но все они занимаются собственными исследованиями, как правило, в рамках методов и представлений какой-то одной науки. Диалог между науками о человеке, междисциплинарные и системные исследования развиваются слабо. Создается такое впечатление, что на Земле обитает несколько видов человека: один изучают философы, другой психологи, третий социологи, более того,  появился новый вид - «человек трудящийся», которого изучают теоретики управленческой мысли.

Современная социология со времен О.Конта выработала большое количество всевозможных подходов к изучению социальной реальности.  Количество всевозможных школ и направлений, а так же разнообразных социологических концепций, предлагаемых социологами, - великое множество, но при этом нередко приходится слышать сетования на невостребованность социологического знания.

Действительно, изучение современной литературы по управлению в организациях (социология управления, социология и психология управления, управление персоналом и т.д.), вызывает недоумение  – авторы практически не используют социологические теории. Почти в каждой книге можно обнаружить упоминание о теории бюрократии М.Вебера, немного о теории Мертона – и все – как будто всех многочисленных томов социологической литературы не существует. Могут, конечно, вскользь упоминаться и другие авторы – социологи, но только в качестве исторической справки. Никакая, из огромного количества самых разнообразных теорий, разрабатываемых со времен О.Конта, не используется в качестве фундамента для практических рекомендаций по управлению персоналом организаций. А ведь менеджеры разнообразных организаций  - это и есть потенциальные потребители, причем благодарные потребители, готовые востребовать любые социологические знания, использование  которых поможет более эффективно управлять социальной системой организации и повысить ее конкурентоспособность. Хорошие книги по управлению на полках магазинов не задерживаются, вот только собственно социологии в них нет.

Классики теории управления, такие как Ф.Тейлор, Г.Форд, А.Файоль, Э.Мейо, Э.Деминг и др. так же как и все современные авторы, опираются в своих теориях исключительно на конкретные потребности организации производственного процесса и никоим образом не связаны с фундаментальными социологическими исследованиями.

Часто приходится слышать распространенное мнение социологов о том, что теоретическая социология и теория управления – это разные области знаний. В то же время, наука, как известно, имеет две функции:

- гносеологическую (познавательную),

- воздействия на реальность (практическую).

 В настоящее время в социологии наблюдается, образно говоря, сюрреалистическая картина - правая рука не только не знает, что делает левая, но порой даже не догадывается о ее существовании. Каждая рука, т.е. функция, живет исключительно собственной жизнью.

Результат такого «раздвоения» отражен как в литературе по теоретической социологии, так и по управлению в организациях.

Конечно, фундаментальные исследования не всегда должны ориентироваться на прикладные цели. Это скорее задача прикладной науки – практическое использование фундаментальных разработок. Почему же теоретики и практики управления не используют накопленные за многие годы многочисленные концепции теоретической социологии? Ответ очевиден – они  просто не могут этого сделать.

Качество научной теории принято оценивать по следующим критериям:

- верифицируемость (проверяемость эмпирическая или логическая);

- эвристическая ценность (стимулирование дальнейших исследований);

- внутренняя согласованность (свобода от внутренних противоречий);

- экономность (простота, краткость и четкость);

- широта охвата (наибольшее количество и разнообразие описываемых феноменов);

- функциональная значимость (пригодность для практического использования)  [1].

Самым важным критерием в науке считается верифицируемость. Собственно только верифицируемая теория и может претендовать на научность т.к. не верифицируемая теория научной не признается. Если расставить критерии в той последовательности, в которой, на мой взгляд, расставили бы их по рейтингу важности большинство социологов, то экономность и внутренняя согласованность и тем более функциональная значимость не могли бы претендовать на первые места. Но больше всего не повезло верифицируемости, поскольку этот критерий, самый важный с точки зрения других наук, социологи никогда не рассматривали как хоть сколько-нибудь заслуживающий внимания. Действительно, критерий верифицируемости, теоретическая социология, начиная с О.Конта, никогда не считала достаточно существенным, чтобы использовать его для оценки социологической теории.

В самом деле, если социологические теории не верифицируемы и не ориентируются на такой критерий как функциональная значимость, то они не могут быть востребованы прикладной наукой просто по определению критериев. Конечно, можно писать статьи, книги, защищать диссертации, исследовать наследие истории социологии: эвристическую ценность социологических теорий невозможно отрицать, но все эти труды обречены пылиться в библиотеках и никогда не будут востребованы практикой, что собственно и происходит.

Психология, в отличие от социологии, гораздо шире представлена в литературе по управлению. Это неудивительно, поскольку психология изначально ориентируется на потребности человека, и многие психологические теории получены путем обобщения практики. Но психология, исследующая личностные особенности человека и межличностные отношения, не призвана исследовать  общие проблемы, такие как социальная структура организации, ее особенности, потенциал, динамика развития и т.д., поскольку это задачи социологии.   

Казалось бы, социологи во взаимодействии с психологами, а также другими науками о человеке и должны, дополняя друг друга, разрабатывать основы теории управления. Но социология, в еще большей степени, чем другие науки о человеке, склонна ориентироваться исключительно на собственные исследования. Социологи «решительно отмежевываются» от других наук, предпочитая исследовать социальные процессы  без собственно человека, т.е. не учитывая его психологические, биологические особенности, условия формирования и развития древнего человека и т.д. Пока, правда, в рамках такого подхода механизмы социальных изменений не найдены, но поиски продолжаются… 

Однако очевидно, что управление – единый системный процесс, который невозможно осуществлять на основании, например, отдельно социологии и психологии и тем более  разнообразных, порой противоречивых социологических теорий.

Поэтому теоретики управленческой мысли, не имея твердой фундаментальной научной основы, вынуждены использовать обобщение практики. Однако при этом не раскрываются закономерности, что ведет к трудностям прогнозирования. Действительно, практическое знание без фундаментальной основы направлено всегда на приспособление к действительности, а не на ее изменения, возможные только с помощью фундаментальных научных знаний. Вследствие этого прогнозы, основанные на практике, ограничиваются основанием «так было раньше».

Кроме того, отсутствие системности и общих закономерностей приводит к слишком широкому обобщению частных случаев. Наиболее актуальные или часто повторяющиеся явления представляются в виде общих закономерностей, но при этом широкий спектр социальных процессов остается «за кадром».     

Так, в частности, в литературе по организационному управлению даются рекомендации по современным тенденциям в методах управления, к которым относят больший демократизм управления, снижение иерархичности (уплощение структуры), достигаемое делегированием полномочий,  ориентацию на коллективные методы принятия решений, «размораживание» инициативы  и т.д. При описании стилей руководства - авторитарный и либеральный (названный «попустительским») стили представлены в негативном свете, а оптимальным признается демократический стиль [2, 3, 4, 5]. 

Действительно, активное делегирование полномочий,  раскрепощение инициативы персонала совершенно необходимы для успешной работы  коллектива, находящегося в условиях жесткой конкуренции. Демократический стиль руководства такой социальной системой может быть весьма эффективным. Однако, этот же подход при составлении бухгалтерской отчетности, очень часто приводит наиболее «креативных» раскрепощенных сотрудников и либеральных руководителей, а иногда и все руководство социальной системы организации не к увеличению прибыли, а в места, где не только свобода творчества, но и все прочие свободы весьма ограничены.  

В литературе по теории управления приводятся личные качества, необходимые менеджеру. Но они настолько разнообразны и порой противоречивы, что сразу становится очевидным: найти человека, который бы ими обладал в равной степени невозможно. Например, в учебном пособии «Социология и психология управления» О.В. Ромашева и Л.О. Ромашевой, наряду с другими качествами, приводятся «черты эффективного менеджера» – «эмоциональность, стабильность, стрессоустойчивость и креативность» [4, с.254].  Трудно представить человека, который был бы одновременно и высоко эмоциональным и стрессоустойчивым, а также  высокостабильным и креативным.

Возможно, работодателям здравый смысл подсказывает, что на должность главного бухгалтера необходим человек с несколько другими чертами, нежели на должность руководителя рекламного отдела, что принципы управления социальной системой творческого коллектива и бригадой сантехников, или крупной, стабильно работающей долгие годы корпорацией и недавно созданной фирмой должны быть несколько иными. Однако этот вывод невозможно сделать на научной основе, поскольку  управление рассматривается отдельно от субъекта и его особенностей, из-за чего как бы «повисает в воздухе», т.к. не связано со структурой социальной системы, состоянием конкурентной среды, стадиями развития организации и т.д.

Таким образом, при знакомстве с литературой по управлению социальными  системами, складывается такое впечатление, что авторы предполагают существование некой идеальной социальной системы, управляемой с использованием идеального же управление, для практического воплощения которого, может быть использован идеальный руководитель, способный эффективно управлять любой социальной системой. 

 Причины идеализации социальных систем организаций заключаются в том, что, из поля зрения авторов выпадает важнейший системообразующий фактор - окружающая среда, формирующая наряду с другими факторами – целью и внутренним информационным потенциалом - как личностную, так и социальную систему.

Изучение теории управления в отрыве от социальной системы, ее структуры,  внешних условий и их динамики, а так же без учета степени развития системы, приводит к слишком широкому обобщению частных случаев, идеализации, без учета эмерджентных свойств систем и условий среды.

Таким образом, теории управления не хватает системного теоретического обобщения наблюдаемых явлений, больше свойственного фундаментальной науке, которая пока не может его предоставить. 

В данной книге сделана попытка устранения этих недостатков при помощи использования в теоретических построениях понятийного аппарата теории систем не декларативно и фрагментарно, как это представлено в различных современных исследованиях, а с опорой  на единые системные представления о свойствах и закономерностях развития систем как на логический фундамент, заложенный в основе теории управления. Применение теории систем, являющейся междисциплинарной методологией, позволило использовать представления о человеке, полученные в различных науках, которые органично включены в контекст и теоретическую основу системной модели, представленной в проводимом исследовании.  

Личностные и социальные системы представлены в книге в виде моделей, опыт системного  взаимодействия которых с окружающей средой отрабатывался и накапливался на протяжении всей истории существования человека в самых разнообразных условиях среды. Действительно, опыт того периода, который мы называем современной цивилизацией, насчитывает десятки (или сотни) лет, в то время как опыт группового взаимодействия с разнообразными условиями среды – это миллионы лет истории человечества, на протяжении которой вырабатывались модели поведения, а так же формировались социально–психологические структуры социумов,  способствовавшие выживанию в тех или иных условиях.

Более подробно исследование исторического развития социальных систем представлено в книге «Эволюция цивилизации», которая явилась теоретическим фундаментом для дальнейших исследований социальных систем и, в частности, проблем управления социальными системами организаций, рассматриваемыми в данной работе.

В данной книге представлены основы формирования и развития  информационных поведенческих систем, т.е. рассматривается, какая информация и каким образом формирует и развивает личностную и социальную системы, в зависимости от условий среды, как эта информации влияет на поведение и динамику систем, а также каким образом можно управлять этими процессами.

Конечно, основными критериями, на которые ориентирована данная работа, являются в первую очередь верифицируемость и функциональная значимость, а также экономность и так далее по списку, поскольку без этих критериев, по моему глубокому убеждению, теория об управлении людьми не может быть научной, как и любая другая теория.

Полученная модель социальных систем, позволяет на научной основе вырабатывать общие правила по подбору персонала, а также правильно расставлять акценты при его мотивировании, формировании корпоративной культуры, выбору стиля руководства в соответствии с условиями конкурентной среды, стадиями развития предприятия, особенностями направления деятельности и т.д.

Литература

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997

2. Розанова В.А. Психология управления. М., 2003.

3. Карпов.А.В. Психология менеджмента. Учеб. пособие. М., 2005.

4. Ромашев О.В., Ромашева Л.О.  Социология и психология управления. Учеб. пособие. М., 2002.

5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2003.

6. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб, 2001.

7. Осипова-Дербас Л.В. Эволюция цивилизации. СПб, 2002.  

8. Берталанфи Л.  Общая теория систем - критический обзор - Исследования по общей теории систем. М., 1969.

9. Алексахин И.В., Ткаченко А.В. Принцип двухканального управления. В кн.: Системные исследования. М., 1976.

10. Уотермен Т. Теория систем и биология. Точка зрения биолога. В кн.: Теория систем и биология. М., 1971.

11. Месарович М., Мако Д., Такахара Я. Теория иерархических многоуровневых систем, М., 1973.

12. Bertalanffy L. Vom Sinn und der Einheit der Wissenschaften. - "Der Student" (Wien), 1947,  N 7/8;  его же. General System Theory. - "General Systems", 1956, vol. 1.

13. Акофф Рассел Л. Акофф о менеджменте. СПб, 2002.

14. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1994.

15. Берн Э. Введение  в  психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1995.

16. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1995.

17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.                       

18. Вебер М. Избранные произведения. М.,  1990.

19. Кравченко А. Социология. Екатеринбург, 1998

20. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. М., 1995.

21. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.

22. Шмальгаузен И.И. Интеграция биологических систем и их саморегуляция. Бюллетень московского общества испытателей природы. Вып. 1, М., 1961.

23. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

24. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М, издательство МГУ, 1990.

25. Шаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Рима. М., 1975.

26. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

27. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1999.

28. Томилов В.В. Энциклопедия Маркетинга. Культура организации международных коммуникаций. 2003.

29. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н.Новгород, 1994.

30. Кишкель Е.Н. Социология и психология управления. М., 2005.

31. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. М., 2003.

32. История первобытного об­щества. Отв. ред. Бромлей Ю.В., М., 1983.

33. Курпатов А.В. Средство от страха. СПб, 2003.

34. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми, Минск, 2004.

35. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб, 2003.

36. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учеб. пособие. М., 2005.


Главная | Содержание | Предисловие | Введение
Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | А что же дальше? | Заключение
Обсуждение | Литература | Приложение | Summary| Статьи | E-mail

Hosted by uCoz