Заключение

В результате проделанной работы стало очевидно, что социогенез не обладает какими-либо особыми внутренними механизмами, отличными от механизмов, обеспечивающих эволюцию всего живого на Земле, а является частью эволюции биосферы Земли и подчиняется ее общим законам. Эволюция общественных отношений происходят в результате взаимодействия человека и общества с окружающей средой (всей суммой разнообразных факторов, в той или иной степени влияющих на личностную или социальную систему).

Личностная и социальная системы рассматриваются как информационные системы. Они формируются в результате взаимодействия двух системообразующих факторов: генетической информации, заключенной в генотипе для личностной системы и генофонде для социальной системы, и информации, которую несут элементы среды (стационарные и нестационарные). Проведенные исследования позволяют сделать ряд общих выводов, раскрывающих механизмы социальных процессов человеческого общества.

² Информационная личностная система имеет пять структурных компонентов (оболочек), которые представляют пять возможных способов реагирования личности на внутреннее или внешнее воздействие. Принятие решений личностной системой по тем или иным факторам (внешним или внутренним) происходит с использованием одной из оболочек, вследствие чего личностная система погружается в соответствующее состояния Я (по Берну): Естественный Ребенок, Приспособившейся Ребенок, Маленький Профессор, Взрослый, Родитель. Попытка использовать одновременно несколько оболочек приводит к кризису управления личностной системой. Существование большего числа оболочек исключается в данной модели.

² Информационные социальные системы имеют четыре типа устойчивых информационных структур: Первобытную систему, имеющую два варианта -  Стационарную систему и Вождество, Феодальную и Рыночную системы.

Эти системы представляют совокупность элементов - личностных систем, использующих в действиях по отношению к обществу ту или иную оболочку своей личностной системы (то или иное состояние Я), что в свою очередь зависит от сложившихся условий среды, которые и склоняют личности реагировать соответствующим способом на те или иные воздействия.

Совокупность элементов социальных систем, использующих по отношению к обществу одинаковое состояние Я (одну и ту же оболочку информационной личностной системы) формируют социально-психологические группы: Социальный Естественный Ребенок, Социальный Приспособившейся Ребенок, Социальный Маленький Профессор, Социальный Взрослый, Социальный Родитель.

Каждая социальная система состоит из двух подсистем: подчиненной и главенствующей, представленных социально-психологическими группами, активно взаимодействующими между собой.

² Главными факторами, воздействующими на социальную систему в период Первобытных систем, являются факторы дикой природы, которые воздействуют на всю систему в целом. В этих условиях преобладают различные типы группового отбора, которые формируют Первобытную социальную систему Стационарного или нестационарного варианта (Вождество). Такие социальные системы сохраняют однородность структуры.

² Начало борьбы за землю, а в дальнейшем и развитие рыночных отношений открыли новую эпоху в общественных отношениях, т.к. преобладающими факторами, воздействующими на социальную систему, стали различные типы внутривидовой борьбы, как внутри общественной системы - индивидуальный отбор, так и между различными социальными системами - групповой отбор.

² Борьба внутри общества привела к дифференциации социальной системы, т.е. к выделению из общей массы людей таких индивидов, кото-рые более других способны получать, осваивать и накапливать новую информа-цию "из настоящего", что дает им возможность более адекватно реагировать на  возникшие нестационарные элементы, в результате чего образуются подсистемы, возглавившие дифференцированное общество. Это привело к трансформации социальных систем и формированию Феодальной, а в дальнейшем - Рыночной системы. 

² Основой для формирования новых социальных систем является структура личностной системы, располагающая пятью уровнями принятия решений, что приводит к наличию в обществе людей, склонных к той или иной форме социального поведения (из того или иного состояния Я). Это создает широкие возможности для адаптации общества к различным условиям среды. В том случае, когда условия среды не поддерживают какую-либо форму, она сохраняется в обществе как потенциальная или слабо выраженная (зачастую преследуемая обществом), но проявляется, или даже занимает главенствующее положение в случае возникновения соответствующих условий среды.

² Образовавшиеся в процессе социогенеза все предыдущие формы социальных структур и социально-экономических отношений не исчезают, а продолжают сосуществовать, изменяясь только количественно. Любое общество содержит в себе все адаптивные формы социального поведения, которые были наработаны обществом за всю историю его существования.

² Все освоенные обществом  структуры объединяются в Совмещенную систему, в которой одна из структур преобладает, остальные же находятся в подчиненном положении.

² Трансформация социальных систем - это не замена одной структуры на другую, а замена преобладающей в обществе системы на преобладание другой системы.

² Процесс трансформации происходит не благодаря историческим законам или заложенной внутренней программе социальной или личностной системы, а в силу изменений внешних условий, которые в разные периоды благоприятствуют той или иной системе.

² В основе современного терроризма лежит структура Первобытной системы нестационарного варианта - Вождество, которое формируется в результате высокого динамизма современного мира. Особенности такой структуры заключаются в преимущественном использовании информации "из прошлого", что приводит к постановке фантастических задач, неосуществимых в современных условиях. Эти задачи заключаются в захвате новых земель с целью создания крупного государства. Такие задачи решались в далеком прошлом в условиях борьбы за землю при трансформации социальных систем из Вождества в Феодальную систему. Главная цель террористических организаций заключается в стремлении уничтожить непостижимый для них современный мир, установление порядка, соответствующим их ценностям и представлениям, которые формулируются благодаря информации из далекого прошлого. Все члены террористических организаций отличаются низкой способностью принимать рациональные решения и реально оценивать сложившуюся обстановку, что делает малоэффективным переговорный процесс с ними.

² Кризисы и революции возникают тогда, когда все общество или его часть оказываются не способны осваивать потоки новой информации, вследствие чего не могут найти адекватный ответ на сложившуюся обстановку. Это приводит к активизации древней, генетически закодированной информации из прошлого о борьбе с нестационарными элементами среды. Согласно этой программе необходимо утратить индивидуальные особенности личностей, объединиться в толпу, описанную Г. Лебоном и уничтожить все новое и непонятное (нестационарные элементы среды). Реализация этой программы может привести к формированию древних Первобытных социальных структур, т.е. к возврату всего общества в далекое прошлое как было, например в начале 20 века в России и в некоторых других государствах.

² Если обобщить все выше сказанное, то можно сделать вывод, что причины социальных изменений, позволивших человеческой цивилизации занять особое место в биосфере Земли, находятся в генетически обусловленной, чрезвычайно высокой способности человека (как системы) в ответ на изменения среды, использовать информационный канал второго рода, то есть получать, обрабатывать и применять на практике (накапливать, принимать решения) информацию "из настоящего" в случае соответствующих изменений среды.

Несмотря на то, что все члены общества обладают разными способностями к использованию новой информации, дифференциация общества на специализированные подсистемы, каждая из которых взаимодействует именно с тем фрагментом (набором факторов) среды, по которым способна принимать решения, предоставляет возможность системе в целом гармонично взаимодействовать с наибольшим спектром факторов среды, воздействующих на систему.


Главная | Содержание | Предисловие | Введение
Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | А что же дальше? | Заключение
Обсуждение | Литература | Приложение | Summary| E-mail

Hosted by uCoz