derbas@narod.ruАдреса и телефоныНа главную  

Лекции (видео) | Студентам | Контакты



О проекте


Карта сайта


Структура личности


Социальные системы


Социология и психология

управления


Монографии


Диссертации


Статьи


Фильмы


English


 

 

Психология, социология, антропология, историческое развитие и эволюция социальных систем, социология и психология управления


 

Структура  личности человека (информационная модель)

(Полная версия приведена в разделе монографии. Лекция 1 - видео).

Современная психология располагает множеством теорий, предлагающих различные концепции структуры личности, наиболее известные из них принадлежат классикам психологии З.Фрейду, Юнгу [1], Э.Берну [2]. Философы и социологи также искали структуры определяющие поведение человека. Аристотель рассматривал «структуру души» [3], М.Вебер – типы социального действия [4]. Однако ответа на вопросы о том, сколько на самом деле имеется структурных компонентов личности, каким образом и для чего они формируются, как используются, психология пока не имеет. 

Авторы теорий о структуре личности, строили свои модели путем наблюдения за поведением человека, т.е. за результатом работы компонентов личности, но естественный механизм  формирования структуры выявлен не был, что и приводит к разночтению в различных теориях, как в определении точного количества компонентов структуры, так и их качественных особенностей.

На сайте представлены краткие результаты исследования структуры личности, проведенные на основе представлений современной эпистемологии о человеке как информационной системе, способной получать, накапливать и использовать информацию [5,6,7].

Методология  

1. Представления Б.Ананьева и других ученых о системности и единстве человека - его генетических и приобретенных в процессе жизни особенностей [6,7,8,9,10,11,12,13].

2. Метод системного анализа, предлагающего правила исследования сложных систем основанные на их свойствах [14,15,16,17] C1.

Человек и потоки информации

Человеку для того, что бы жить, необходимо удовлетворять потребности и находить решения по возникающим различным проблемам. При этом необходимо ориентироваться в огромном потоке разнообразной информации, которая может быть новой или уже поступавшей в прошлом, может быть осознаваемой (например, культурная) или не осознаваемой (например, генетическая). Она может сохраняться на материальных носителях: генах, орудиях, продуктах труда и т.д.,  или не имеет материальной основы: традиции, мифы, предубеждения и т.д. Воздействие информации может быть стихийным (например, рынок) или  целенаправленным (например, обучение). При этом различная информация может быть не скоординированной и противоречивой, предлагающей прямо противоположные решения.  Например, предубеждения могут противоречить объективным данным, инстинкты - здравому смыслу, все они вместе – новым, вдруг возникшим обстоятельствам и т.д.

Очевидно, что человеку для жизни в условиях информационного разнообразия, необходим механизм использования информации, некая структура, позволяющая как упорядоченно накапливать базы данных («папки» для сбора и раздельного упорядоченного хранения информации), так и работать с новой, впервые поступившей информацией.

Информационная модель

Рассмотрим, как человек принимает решения по возникающим проблемам, для чего воспользуемся представления системной теорией о том, как живые системы формируются, как получают и используют информацию.

1. Согласно современным системным представлениям, все организмы являются живыми системами, которые формируются в результате взаимодействия генетической информации и информации внешней среды  (фенотип = генотип + среда), которые являются системообразующими факторами информационной системы личности. С2

2. Для того, что бы принять любое решение, человек может использовать или старые решения, или вырабатывать новые. Очевидно, что он может располагать старыми решениями только в том случае, если подобные проблемы уже возникали раньше (информация «из прошлого»), а вырабатывать новые – если появились новые обстоятельства (информация «из настоящего») или старые решения игнорируются. Таким образом, все многообразие воздействия информации (как внешней, так и внутренней) можно разделить на стационарные элементы - информация по которым уже есть в системе «из прошлого» и нестационарные – информация о которых в системе отсутствует «из настоящего». С3

3.Человек, принимая решение, может или полагаться на внутренние ощущения (внутреннее управление) или руководствоваться требованиями внешней среды (внешнее управление). С4

Формирование информационных уровней

На  рисунке 1 изображена информационная структура человека, состоящая из ядра-генотипа и пяти уровней принятия решений (оболочек в оболочечной интерпретации).

Ближайший к ядру-генотипу уровень личностной системы, содержащий простейшие генетически закодированные инстинкты, существует уже у новорожденного младенца (но не все они могут раскрыться в полной мере в столь раннем возрасте), тогда как остальные уровни, должны быть освоены практически в про­цессе жизни, т.к. формируются только в процессе взаимодействия первого системообразующего фактора - генотипа со вторым - средой.

      

Рис. 1. Структура личностной системы; B – стацио­нарные элементы среды; С – нестационарные элементы среды; 1, 2, 3, 4, 5 – информационные уровни принятия решений личностной системы.

Рассмотрим возможные варианты принятия решений в сравнении с теорией Э.Берна о структуре личности (более подробно о теории Э.Берна см….), учитывая, что от ядра-генотипа к периферии системы возрастает значение внешних условий и снижается влияние генетической информации (рис. 2).

- 1-й уровень - инстинктивный. Напоступившую внутреннюю информацию(генетическую, которая всегда стационарна) (А)  дается ответ с использованием внутреннего управления. Это примитивные инстинкты, которые формируют ближайший к ядру уровень (оболочку) (1). Состояние Я- Естественный Ребенок.

- 2-й уровень - традиционный. Для ответа на внешнюю стационарную информацию среды (В) использовано внутреннее управление - это генетическая способность к адаптации в стандартных условиях.  С использованием этого уровня формируются автоматические привычные действия - стандартные поведенческие клише в стандартных условиях (2). Состояние Я- Приспособившейся Ребенок.

- 3-й уровень– интуитивный. Для ответа на внешнюю информацию по нестационарным элементам среды (С) применяется внутреннее управление. С использованием этого уровня возможно интуитивное принятие решений в необычной обстановке (3). Состояние Я- Маленький Профессор.

- 4-й уровень – рациональный. На информацию по нестационарным элементам (С) используется внешний тип управления.  Этот уровень необходим для принятия рациональных решений на основании объективной информации и внешних обстоятельств (4). Состояние Я - Взрослый.

- 5-й уровень - ценностный. На информацию по стационарным элементам (В) дается ответ с использованием внешнего типа управления. Такие решения принимаются на основании культурных ценностей, что позволяет адаптировать уже имеющиеся поведенческие схемы к реальной обстановке или сформулировать новые ценности (5). Состояние Я - Родитель.

Накопление  информации:  генетическое,  оперативное, культурное
Рис. 2. Формирование информационной системы человека A – генетическая информация (всегда стационарна); B – стацио­нарные  элементы среды; С – нестационарные  элементы среды, 1, 2, 3, 4, 5 – уровни принятия решений.

Представленная модель отражает пять возможных подходов, которые человек способен использовать для решения тех или иных проблем возникающих в личностной системе.

 

Базы данных информационной системы личности

Рассмотрим, какими «папками» для хранения информации располагает  человек. "Прошлое" системы – это информационные базы данных,  которые подразделяются на генетическую, культурную и оперативную.

Генетическая - содержит информацию, накопленную всеми предшествовавшими индивиду организмами. С этим багажом информации человек рождается. Можно сказать, что человек рождается с личной базой данных о самых важных правилах существования, которые позволили выжить всем предшествующим организмам. Эту информацию "из прошлого" использует 1-й инстинктивный уровень. Естественный Ребенок.

Культурная – содержит наработанный поведенческий опыт поколений, проживавших в данных конкретных условиях среды и не закрепленный ге­нетически. Культурное "прошлое" можно разделить на безоценочную информацию о стандартных поведенческих клише (используется 2-м традиционным уровнем - Приспособившемся Ребенком)и информацию о культурных ценностях (используется 5-м ценностным уровнем - Родителем)-  передается посредством воспитания.

Оперативная – содержит информацию о нестационарных элементах, которые способны повторяться, и которые не имеют ни генетического, ни культурного закрепления. Эта база формируется посредством обучения (содержит 4-й рациональный уровень - Взрослый).

В таблице 1 проводится сравнение полученной информационной структуры с философскими, психологическими, социологическими представлениями ученых о структу­ре личности. Из таблицы следует, что представления разных ученых в той или иной степени приближаются к информационной структуре, но наибольшие совпадение отмечается с теорией Э.Берна.

Таблица 1. Информационная структура личностной системы в сравнении с представлениями ученых о структуре личности

Особую трудность, как видно, представляет 3-й уровень, существование которого, вероятно, нелегко выявить теоретически. Его смог обнаружить только Э.Берн, строивший всю свою теорию на эмпирических исследованиях.

 

Переход от использования одного уровня (состояния Я) к другому

Для перехода от использования одного уровня к другому необходимо изменить или тип управления, или канал получения информации, или и то и другое, что, конечно, сделать труднее.

Действительно, если, например, человек станет руководствоваться не внутренней интуицией, как возможно при использовании 3-го уровня (Маленький Профессор), а культурными ценностями или рационально осмысленной объективной информацией, то в первом случае вместо 3-го уровня решение будет принимать 5-й (Родитель), а во втором - 4-й уровень (Взрослый). Но если, например, при использовании 4-го уровня (Взрослый) выяснится, что накопленной информации для принятия решений недостаточно, решения может принимать любой другой уровень (по Берну- состояние Я, обладающее в данный момент исполнительной властью).

 

Кризисы, возникающие при использовании нескольких уровней одновременно

На отдельный элемент среды личностная система может выбрать только один из возможных способов принятия решений, и никогда два и более. Образно говоря, это все равно, что за руль одного автомобиля посадить сразу двух во­дителей: один водитель видит новые знаки дорожного движения и принимает решение делать правый по­ворот, "потому что так предписывают правила дорожного движения, которые нарушать нельзя" (5-й уровень) и вращает руль вправо, а второй водитель вращает руль влево: "я всегда здесь поворачивал налево" (2-й уровень). Причем второй водитель новые знаки даже «не видит», поскольку на этом уровне используется база данных по традиционным и автоматическим действиям.  

Такой же кризис управления ожидает личностную систему, если принимать решение будут любые два (или более) уровня  одновременно, поскольку всегда будет руководствоваться или разной информацией, или использовать различный тип управления. В этом случае действия человека будут не скоординированы и противоречивы,  как и отмечал Э.Берн. 

Личностная информационная система создается для того, чтобы, располагая различными информационными уровнями, иметь возможность тем или иным способом реагирования обеспечить необходимое поведение человека в тех ли иных условиях среды.  Без такого разделения на уровни, принимать решение в весьма разнообразных условиях, в которых находится человек, просто невозможно.

 

Что нового предлагает информационная модель для психологических концепций теории личности

  1. Раскрыт информационный механизм формирования структуры личности.
  2. Получена модель, уточняющая количество компонентов и их особенности в структуре личности. Наиболее близкие к информационной модели результаты получены Э.Берном (состояния Я).
  3. Показан информационный механизм перехода из одного состояния Я в другое.
  4. Получены информационные доказательства невозможности, в норме, использования двух и более состояний Я одновременно.
  5. Для теории Берна предлагаются следующие уточнения:

- состояния Я Естественного Ребенка, Приспособившегося Ребенка и Маленького Профессора являются полноценными самостоятельными структурами, такими же, как Родитель и Взрослый, а не вариантам Ребенка, как их рассматривал Э.Берн.

- состояния Я Ребенка (Естественного Ребенка, Приспособившегося Ребенка и Маленького Профессора) объединяет использование одинакового типа управления – внутреннее управление, также как Взрослого и Родителя объединяет использование внешнего управления

 

Что нового предлагает информационная модель для уточнения социологической концепции М.Вебера (типология социального действия и типология господств)

 1. Согласно полученной информационной модели, типы социального действия представляют отнюдь не "мыслительные конструкции", как предполагал Вебер, не «идеальные», а реальные действия личностных систем. (Вебер не считал свои  типы социального действия реально существующими, поэтому предлагал рассматривать их как «идеальный тип»).  

2. Каждый раз личностная система при принятии решения  действует в соответствии с каким-либо одним типом, сочетание одновременно двух и более типов в норме невозможно, как невозможно и наличие промежуточных типов.

3. По М. Веберу, типов социального действия - 4  (отсутствует тип действия, который бы соответствовал 3-му уровню принятия решений). Возьмем на себя смелость придумать название отсутствующему типу, следуя лингвистическим традициям, которые применял Вебер в наименованиях своих типов, и назовем его целеаффективным.

4. Типология господств дополнена четвертым типом. С точки зрения информационной модели рассматриваются и уточняются логические основания, которые использовал Вебер.  

Что нового предлагает информационная модель для социологии, управления, политологии   

На основе информационной системы человека построена социальная информационная система, предложена типология, рассматривается историческое развитие, кризисы, проблемы управления, политические процессы и т.д.  

С1. «Теория информации позволяет взглянуть на органическую эволюцию как на процесс информационного развития. Ведь любая живая система, по сути дела, является системой, обрабатывающей информацию, и поэтому обработка информации - это общая характеристика органической природы. Теоретико-информационный подход, в частности, предполагает, что в основе органической эволюции лежит изменение информации, а не организмов как таковых” [5, с.7].

С2. Основные принципы общей теории систем были сформу­лированы  Л.Берталанфи. В его теории система была определена как комплекс взаимодействующих элементов [15, c.29]. "Элемент - это предел чтения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели" [15, с.24]. «Подход к объектам исследования как к системам выражает одну из главных особенностей современного научного познания» [15, с.5].

В более развернутом виде система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, действующих по отношению к среде, как единое целое, причем свойства целого не сводятся к простой сумме свойств составляющих элементов, т.е. возникают новые системные взаимодействия и система приобретает новые системные (эмерджентные) свойства.

2. С точки зрения общей теории систем "…среда есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы" [14, с.22] Именно по отношению к окружающей среде и в силу необходимости взаимодействия с ней определяются цели, и формируется система.

"Поведение особи, т.е. комплекс сложнейших сбалансированных процессов взаимодействия особи с внешним миром, представляет собой, с одной стороны, жестко детерминированную видоспецифическую программу, а с другой - лабильную систему "конкретных" адаптаций к меняющимся условиям" [10, с.310]. Формирование системы происходит в результате взаимодействия системообразующих факторов (связей порождения) [14].

3. Взаимодействие системы с окружающей средой происходит с использованием двух каналов получения информации - канала первого рода, передающего информацию "из прошлого", и второго рода - "из настоящего". Информацию «из прошлого» несут стационарные элементы среды, т.е. элементы, информация о которых уже имеется в системе. [18, с.172].

4. Управление системами может быть внутренним и внешним,  которое для биологических систем «… можно разделить на два типа, в зависимости от того, возникает ли регулирующее воздействие внутри самой управляющей системы или же оно вырабатывается каким-то специальным механизмом, обособленным от элемента, которым он управляет, но при этом действующим на этот элемент».  [19. с.13].

Литература


1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.
2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1994.
3. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
4. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
5. Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы// Эволюция, культура, познание/ Под редакцией И.П.Меркулова - М., 1996.
6. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление.  М., 1975.
7. Афанасьев В.Г. Системность и общество.. М., 1980.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1987.
9. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды. В 2-х т. М.,1980, Т. 1,2.
10. Крушинский И.И. Поведение животных как фактор процесса микроэво­люции.В кн: Физиологическая генетика и генетика поведения. Л. 1981.
11. Сержантов В.Ф., Гребеньков Г.В. Феномен человека. Киев 1997.
12. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. “Человек как предмет философского и естественнонаучного познания”, Ленинград 1980.
13. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. ЛГУ 1978.
14. Волкова В.Н. Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб., 2001.
15. Берталанфи Л.  Общая теория систем - критический обзор - "Исследования по общей теории систем".
16. Месарович М., Мако Д., Такахара Я. Теория иерархических многоуровневых систем, М., 1973.
17. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке// Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.
18. Алексахин И.В., Ткаченко А.В. Принцип двухканального управления. В кн.: Системные исследования. М., 1976.
19. Уотермен Т. Теория систем и биология. Точка зрения биолога. В кн.: Теория систем и биология. М., 1971.

Основные публикации автора по данной теме

Монографии
1. Осипова-Дербас Л.В. Эволюция цивилизации СПб.: «Европейский дом»,  2002.
2. Осипова-Дербас Л.В. Системные основы социологии и психологии управления. СПб.: «Инфо-Да»,  2008.

Учебное пособие
3. Осипова-Дербас Л.В., Кармаев Н.А., Войцеховский С.Н. Социология и психология управления. Уч.пособ. СПб.: «Бизнес-пресса», 2007.

Статьи в журналах и сборниках
4. Осипова-Дербас Л.В. Поведение человека в представлении социологов и психологов.// Вестник ИНЖЭКОНА. Вып 1 (6) 2005. СПб, 2005.
5. Осипова-Дербас Л.В. Формирование информационного потенциала личностной и социальной системы.//Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена №11(71), СПб, 2008.
6. Осипова-Дербас Л.В. Формирование управляющих механизмов информационных социальных систем в процессе исторического развития.//Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена №11 (75), СПб, 2008.
7. Осипова-Дербас Л.В. Динамизм среды как условие развития и функционирования социально-психологических структур в современных организациях.//Вестник ИНЖЭКОНА. Серия гуманитарные науки.  Вып. 1 (10) СПб, 2006.
8. Осипова-Дербас Л.В. Типология организационных культур, формирующихся в различных условиях конкурентной среды в сравнении с типологией Г.Хофштеда.//Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена № 107, СПб, 2009.
9. Осипова-Дербас Л.В. Теория Г. Спенсера в свете современных системных представлений. //Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена № 114, СПб, 2009.
10. Осипова-Дербас Л.В. Информационные кризисы в управлении  социальными системами. //Высшее образование сегодня № 3. М, 25.03.2010.
11. Осипова-Дербас Л.В. Информационные базы данных и кризисы управления  личностных и социальных систем.// Вестник ИНЖЭКОНА. Серия гуманитарные науки.  Вып. 1(14) СПб, 2007.
12. Осипова-Дербас Л.В Информационная модель личностной и социальной систем. В кн.: Системные исследования. М., 2005.
13. Осипова-Дербас Л.В. Природа агрессии в информационной модели// Агрессия: биологические, психологические и философские аспекты.  Институт биологии и психологии человека СПб, 2003.
14. Осипова-Дербас Л.В Проблемы социальных системных исследований в управлении организациями.//Вестник ИНЖЭКОНА. Серия гуманитарные науки.   Вып 4 (23), СПб, 2008.

E-mail