derbas@narod.ruАдреса и телефоныНа главную  

Лекции (видео) | Студентам | Контакты



О проекте


Карта сайта


Структура личности


Социальные системы


Социология и психология

управления


Монографии


Диссертации


Статьи


English


 

 

Психология, социология, антропология, историческое развитие и эволюция социальных систем, социология и психология управления


 

Социальные системы: структуры, история развития, кризисы и трансформации (информационная модель).

(Полная версия приведена в разделе монографии. Лекция 2 - видео).

Введение

В современной социологии используется большое разнообразие подходов, методов и, соответственно, полученных результатов, что приводит к разночтениям и весьма пестрой картине представлений о социальном развитии человечества.   

Но так и нет ответов на вопросы:

1. Какие закономерности объединяют людей в социальные системы, какие системы «лучше» и «хуже»,  почему одни развиваются, а другие переживают кризисы, деградируют или остаются в неизменном состоянии сотни и даже тысячи лет?

2. Для чего человечеству понадобились социальные изменения, которые называют прогрессом, какие силы и закономерности ими управляют?

3. В каком направлении развивается человечество и как снизить вероятность социальных напряжений и катастроф?

4. Какое управление лучшее и действительно ли демократия лучшая форма управления в любых условиях для любых обществ и организаций?
И т.д.

Разнообразие и сложность социальных процессов приводит к необходимости использования системной методологии (общей теории систем), которая создавалась именно для исследования сложных живых систем.

Методология исследования

1. Представления Ананьева о системности и единстве человека, его генетических и приобретенных в процессе жизни особенностей, исторического развития. . [6,7,8,9,10,11,12,13].

2. Представления о социальных объединениях как информационных системах, способных получать, накапливать и использовать информацию. [5,6,7] .

3. Метод системного анализа, предлагающий правила исследования сложных систем основанные на их свойствах. [14,15,16,17].

Человек как информационная система

Исследование человека, как информационной системы, (способной получать, накапливать и использовать информацию - принимать решения по возникающим проблемам) позволило построить  модель информационной структуры личности, которая имеет пять уровней принятия решений:
- 1-й инстинктивный (аффективный тип действия по М.Веберу, состояние Я- Естественного Ребенка по Э.Берну . [2,4]),
- 2-й традиционный (традиционный тип, Я- Приспособившегося Ребенка),
- 3-й интуитивный (Я- Маленького Профессора),
- 4-й рациональный (целерациональный тип, Я – Взрослого),
- 5-й ценностный (ценностно-рациональный, Я – Родителя). Но каждый раз, принимая решение, можно использовать только один уровень, поскольку они предлагают разные решения.  

Социальные информационные системы

Люди, объединяясь в социальную систему, вносят в нее свои знания, опыт, культуру и т.д., т.е. свой информационный потенциал. В результате чего,формируется информационная социальная система аналогичная информационной системе человека. Она также состоит из пяти уровней принятия решений, но каждый уровень содержит базы данных и информационные возможности соответствующих уровней всех людей, входящих в социальную систему. Например, 4-й- рациональный уровень социальной системы (социально-психологическая группа социальный Взрослый), содержит знания и рациональные способы принятия решений всех людей входящих в социальную систему, а 5-й - ценностный (социальный Родитель) – все их ценности и т.д.

Графически модель социальной системы повторяет модель личностной, но ядром является совокупный генофонд, окруженный уровнями (оболочками), аналогичными уровням личностной системы.

   

Рис. 1. Общая структура информационной социальной системы. Уровни принятия решений / подсистемы социальной системы: 1 – инстинктивный / Социальный Естественный Ребенок, 2 - традиционный / Социальный Приспособившейся Ребенок, 3 - интуитивный / Социальный Маленький Профессор, 4 - рациональный / Социальный Взрослый, 5 - ценностный / Социальный Родитель.

Но социальная система также как и отдельный человек не может принимать решения с использованием нескольких уровней. Поэтому в процессе образования социальной системы формируется ее информационная структура, состоящая из двух подсистем (социально-психологических групп):
– управляющей принимающей общие решения и
- управляемой – их реализующей.

При этом подсистемы используют определенный уровень принятия решений. Внешние условия среды склоняют людей к использованию того блока личной информации (уровня принятия решений), который предназначен именно для данных условий, что приводит к формированию одного из четырех типов социальных системы, специализированных для определенных условий среды:

- Стационарные;

- Нестационарные (Вождества);

- Ценностные  (Феодальные);

- Рациональные (Рыночные).

Кроме того, могут быть Совмещенные информационные социальные системы, состоящие из различных типов систем.

Тип информационной социальной системы зависит от состояния системообразующих факторов - внутреннего информационного потенциала и всего комплекса условий существования системы. Использование при принятии решений тех или иных информационных уровней определяет тип информационной социальной системы.

 

Историческое развитие человечества как информационный системный процесс

При всем многообразии внешних условий, с точки зрения системной теории – элементы среды могут быть стационарными, – о которых есть информация в системе, и динамичными – о которых информации нет.

В стационарных условиях информационная социальная система получает из поколения в поколение однообраз­ную информацию об окружающей среде. Объединение практи­чески на любую информацию имеет готовый поведенческий стереотип, отработанный всеми предыдущими поколениями. Решение принимается на основании того, " как в данном случае поступали наши "деды" (поскольку именно эти решения способствовали выживанию).

В таких условиях формируется Стационарная информационная социальная система, использующая  «мудрость предков» - информацию, получаемую путем культурного наследования, от всех предшествующих поколений, проживавших в данных условиях, которая находится в традиционной базе данных социальной информационной системы (2-й традиционный уровень принятия решений). 

Стационарная информационнаясоциальная система состоит из двух подсистем:
- управляемой подсистемы – Социального Приспособившегося Ребенка объединяющую всех ныне живущих членов группы, и
- управляющей подсистемы, в которой ныне живущие реальные люди отсутствуют, ее роль принадлежит предшествующим поколениям, что обычно выражается в культе предков.

   

Рис. 2. Стационарная информационная система. 2 - Социальный Приспособившейся Ребенок.  

Цель системы – адаптация к стационарным условиям среды. Для продвижения к этой цели реализуется задача воспроизводства образца «из прошлого» данной социальной системы (поскольку именно эта информация способствовала выживанию).

Ведущий фактор управления Стационарной системой – традиции (инструкции).

Передающим механизмом по каналу «из прошлого» являются люди старшего возраста (старейшины), а также материальные носители информации не генетической природы: орудия труда, рисунки, записи, продукты труда и т.д. Способ оптимизации и стабилизации взаимодействий с внешней средой – адаптация к стационарным условиям путем воспроизводства образца согласно «заветам предков».

Если условия среды динамичны (или стали динамичными - наводнения, землетрясения, набеги соседей и т.д.), социальная система не может иметь готовых инструкций от предков. В случаях крайне высокого динамизма (при отсутствии информации о возникших изменениях в культурном, и оперативном «прошлом»), происходит очень тесное объ­единение вплоть до образования "одухотворенной толпы" (по Г.Лебону) [1] базирующееся на генетической способности к примитивизации  личностных систем, жесткой социализации. В этом случае системные свойства системы максимальны и цели системы важнее целей и даже физического выживания отдельных элементов, а иногда и системы в целом. При этом члены социальной системы используют 1-й инстинктивный уровень личностных систем. Но для того, чтобы неспособная мыслить "одухотворенная толпа" начала действовать, необходим тот, кто такую способность не утратил и указал бы направление, интуитивно сформулировал цели – стал вождем, способным выдвинуть эмоционально сильную, объединяющую идею. Если вождь выдвигается, формируется социальная информационная система Вождества, которая состоит из двух подсистем:
- управляющей – Социальный Маленький Профессор;
- управляемой –  Социальный Естественный Ребенок.

   

Рис.3. Динамичная информационная система Вождество. 1 - Социальный Естественный Ребенок. 3 -  Социальный Маленький Профессор.

Способ оптимизации и стабилизации взаимодействий с внешней средой - уничтожение нестационарных элементов в условиях крайне высокого динамизма среды.

Цель системы – приведение среды в стационарное состояние, для чего  реализуется задача - борьба с крайне высоким динамизмом среды.
Ведущий фактор управления – эмоции.

В ранний период развития социальных групп, когда главными внешними управляющими воздействиями были факторы дикой природы,  информационный потенциал социальных систем ограничивался тремя уровнями принятия решений, использующими внутреннее управление.

Информационные преобразования в период Неолитической революции

Конкуренция между социальными группами в этот период заключалась в выживании групп, которым удалось наилучшим образом освоить две формы Древних информационных систем (Вождество и Стационарная система) и передавать полученную информацию о способах выживания последующим поколениям. В стационарных условиях формировалась Стационарная система, в случае повышения динамизма среды социальная система принимала форму Вождества. В случае успешной борьбы с динамизмом происходила стабилизация внешней среды, и объединение снова возвращалось к Стационарной системе. Поэтому в этот период отсутствовала потребность в поиске новых форм социального взаимодействия и в формировании новых структур социальных информационных систем. Дальнейшее развитие информационных социальных систем было возможно только в случае новых изменений системообразующих факторов.

Согласно современным представлениям, самыми древними способами добывания средств существования являются охота и собирательство. Развитие адаптивных механизмов социальных групп привело к увеличению численности и первому перенаселению Земли. Одной группе охот­ников и собирателей (20-60 человек) требовалась площадь в несколько сот квадратных километров, поэтому защищать эту землю было невозможно. Выход из кризиса перенаселения был найден в переходе от экстенсивного способа хозяйствования к интенсивному (Неолитическая революция), [21], что привело к сокращению необходимой для выживания земли и сняло на время интенсивность конкуренции, что в свою очередь способствовало сохранению прежних информационных структур социальных систем.

Второе перенаселение Земли значительно усилило конкуренцию, при этом появилась физическая возможность защищать свою землю и завоевывать новую. В этих условиях конкуренция за невозобновляемые ограниченные ресурсы (землю), наличие которых определяло выживание, развернулась в полную силу и отмечена в истории многочисленными войнами за расширение земельных владений, что увеличивало динамизм среды. Поэтому на начальных этапах борьбы информационные системы были представлены Вождествами. 
Но в дальнейшем нарастание интенсивности боевых действий открыло новый этап в развитии информационных социальных систем, поскольку  в среде как системообразующем факторе произошли принципиальные изменения, потребовавшие формулирования новых системных целей и поиска новых адаптивных механизмов, выхода на новый уровень социальных взаимодействий, поскольку значение стихийных факторов снизилось в пользу антропогенного.

Силы дикой природы весьма разнообразны – сегодня засуха - завтра наводнение – или ураганный ветер, что не позволяет отработать некие общие решения. Антропогенный же фактор имеет больше стационарных фрагментов - всегда есть угроза нападения или потребность завоеваний новых земель, но безоценочные стандартные поведенческие клише в этих условиях мало пригодны. В ответ на такие, постоянно действующие (или повторяющиеся) элементы среды, вполне возможно вырабатывать общие универсальные схемы принятия решений, которые могут быть использованы при повторном  возникновении этих элементов (при очередном нападении врагов) и должны быть закреплены в культуре объединения. Эти схемы – культурные патриотические ценности, которые не содержат стандартных поведенческих клише, поэтому их использование возможно только с помощью внешнего управления, ориентируясь на конкретные внешние обстоятельства. Это открыло возможность перехода к новому типу управления личностными информационными системами – внешнему управлению в социальном взаимодействии, значительно расширив информационный потенциал социальных систем, поскольку позволило принимать решения более осмысленно с учетом обстоятельств внешней среды, что привело к формированию и развитию Ценностной информационной социальной системы.

Переход социальных систем к динамичному развитию

Изменение одного из системообразующих факторов – среды привело ксоциальным трансформациям: в результате изменений в информационной структуре социальной системы произошла смена одного типа - Вождества  на другой – Ценностную (Феодальную) информационную социальную систему, состоящую из  двух подсистем:
- управляющей –  Социальный Родитель,
- управляемой –  Социальный Приспособившейся Ребенок.

   

Рис. 4. Ценностная информационная система. 2 - Социальный Приспособившейся Ребенок, 5 -  Социальный Родитель.

Способы оптимизации и стабилизации взаимодействий с внешней средой - взаимодействие с нестационарными элементами антропогенной природы при помощи выработки внутри системы общих поведенческих схем, позволяющих принимать решения в ответ на стационарные фрагменты динамичной среды. Передающим механизмом является воспитание в новых поколениях патриотических ценностей.

Ведущий фактор управления – культурные патриотические ценности.

Борьба за землю разворачивалась не только между группами, но и внутри группы. Эффектив­ность групповой борьбы за землю во многом зависит от сплоченности группы, способности ее членов к солидарности, взаимовыручке, и даже самопожертвованию во имя интересов группы.  Но если борьба разворачива­ется внутри объединения, то в этом случае помощи ждать неоткуда, каждый остается один на один с обстоятельствами и вынужден полагаться на собственные возможности и способности.

Необходимость борьбы с внешним врагом приводит к большей социализации, поскольку вынуждает договариваться с другими членами объединения о совместной защите и требует усиления социальных связей, а жесткое противостояние внутри группы к ослаблению социализации. Совместное действие сил интеграции и дифференциации приводит к стратификации социальной системы (на выигравших внутреннюю борьбу за землю и проигравших), а также к ее укрупнению, образованию крупных государственных объединений в случае усиления внешней конкуренции, и к дроблению системы в случае ее снижения (усилению внутренней конкуренции), что приводило к таким явлениям как феодальная раздробленность.

Успешная адаптация Ценностных информационных систем привела к изменению системообразующего фактора – среды, за счет потока новых нестационарных рыночных элементов, что потребовало формирования новой информационной социальной системы, дополнения информационного потенциала новым рациональным уровнем, активным включением его в управляющую подсистему новой информационной социальной системы, формулирование новых целей и формирование новой Рациональной (Рыночной) информационнойсистемы, использующей 4-й рациональный уровень и состоящей из двух подсистем:
- управляющей –  Социальный Взрослый,
- управляемой – Социальную Приспособившийся Ребенок, адаптированный к новым рыночным условиям.

   

Рис. 5. Рациональная информационная система. 2 - Социальный Приспособившейся Ребенок, 5 -  Социальный Родитель.

Цель системы – победа в групповой и внутригрупповой конкурентной борьбе. Однако в отличие от целей Ценностной информационной системы, это не борьба за неограниченные (например, земельные) ресурсы, которые для Ценностной системы являются единственным условием не только обогащения, но и физического выживания людей, а за прибыль. Поэтому продвижение к цели происходит в более мягкой форме без жесткого физического противостояния. Передающим информацию механизмом является обучение.

Способы оптимизации и стабилизации взаимодействий с внешней средой – рациональное использование нестационарных элементов антропогенной природы, например,  для личного обогащения.

Ведущий фактор управления – объективная информация.

В таблице 1 приведены типология, условия среды, в которых формируется тот или иной тип и их особенности.

Таблица 1. Типология и особенности информационных социальных систем.

 

Совмещенные информационные социальные системы

Объединение информационных социальных систем приводит к формированию и существованию Совмещенной информационнойсоциальной системы современ­ного общества, в которой одна из систем является главенствующей, обладающей властными полномочиями. Различные информационные системы в составе Совмещенной информационнойсоциальной системы могут действовать в рамках общих целей, имея свои подцели, взаимодействуя с теми элементами среды, в ответ на которые  главенствующая информационная система принимать решения не может. Они могут быть нейтральными по отношению к главенствующей информационной системе или устанавливать цели, противоречащие целям главенствующей информационной  системы, что создает конфликтность их взаимоотношений. Любые информационные социальные системы могут формировать внутри себя социальные системы другой информационной структуры, для выполнения тех задач, которые главенствующая система самостоятельно решать не может, т.е. для принятия решений по комплексу элементов среды, по которым главенствующая система решений не принимает.

Современные социальные  системы

Современные условия представляют широкий спектр всевозможных факторов среды, которые позволяют проявиться многообразным приемам социального адаптивного поведения, вследствие чего в современном об­ществе присутствуют различные структуры информационных социальных систем, соответс­твующие тем или иным условиям среды.

Современное общество, несущее в себе определяющие его соци­ально-психологические группы, - это слепок со всей предыдущей истории социальных системных взаимодействий. Все они имеют разную социально-психологическую структуру, преследуют разные цели и находятся в различных взаимоотношениях со средой и друг с другом, т.е. являются различными социальными системами объединенными в Совмещенной социальной системе.

Трансформации социальных систем

Способы взаимодействия информационных социальных систем с окружающей средой, вырабатывались на протяжении исторического развития человеческих объединений как адаптивные механизмы, необходимые для выживания социальных групп в самых разнообразных условиях существования.

Изменение среды как системообразующего фактора приводит к необходимости выдвижения новых целей для адаптации к изменившимся условиям среды, что ведет к изменению информационной структуры социальной системы, определяет вектор дальнейшего взаимодействия социальной системы со средой и качество этого взаимодействия.

 

Рис. 6. Историческое развитие и трансформации социальных информационных систем.

 

Информационные кризисы в социальных системах

Кризисы управления в социальных системах во многом аналогичны кризисам управления в личностных системах. Но есть и некоторые особенности. Социальные системы, так же как и уровни личностной системы, формируются для выполнения определенного круга задач и не могут принимать решения, если возникшие проблемы выходят за рамки возможностей данной информационной системы.

Но если личностная система может просто передать исполнительную власть другому, необходимому в данном случае, уровню своей личностной системы (если, конечно человек на это способен), то социальной системе необходимо перестроить свою информационную структуру, что порой сделать очень непросто. Поэтому в любом случае, при появлении «не тех» проблем, в социальной системе возникает социальное напряжение, связанное с тем, что существующая информационная структура не решает возникших проблем, наступает кризис управления.

Далее следует поиск и формулирование новых целей, устанавливающихся по отношению к новым проблемам, поиск информационных возможностей их достижения, управляющих механизмов, способных обеспечить достижение цели (выдвигаются новые лидеры, предлагающие новые идеи, формируются социальные группы, поддерживающие новое направление развития) и т.д.  Если удается создать новую информационную структуру, отвечающую новым условиям, происходит трансформация социальной системы, приводящая к формированию системы нового типа.

Кризис управления Стационарной системой возникает в любом случае, если среда перестает быть стационарной.

Вождество ожидает кризис управления, если условия вполне стабилизировались и в любом случае, когда необходимо принимать решения в ответ на стационарные элементы среды, использовать культурные ценности, традиции или рациональный расчет.

Кризис управления Ценностной системой наступает, если необходимо принимать решения в ответ на стационарные или нестационарные элементы среды, противоречащие ценностям данной системы, избыточно динамичные элементы (не вписывающиеся в шкалу ценностей) или нуждающиеся в рациональном расчете.

В Совмещенных информационных системах кризис управления наступает в случае существенных изменений среды, требующих замены типа главенствующей системы, если такая замена затруднительна.

Базой для формирования новых информационных социальных систем является наличие сложной структуры информационной личностной системы, которая создает широкие возможности для адаптации системы к различным ус­ловиям среды. В том случае, когда условия среды не поддерживают ка­кой-либо тип, он сохраняется в обществе как потенциальный или слабо выраженный (зачастую преследуемый главенствующей информационной системой), но проявляется или даже занимает главенствующее положение в случае возникновения соответствую­щих условий среды, что приводит к трансформации всей Совмещенной системы. При этом возможны два сценария развития событий: 

- главенствующее положение занимает информационная система, позволяющая использовать более сложные способы системных взаимодействий,

- информационный потенциал социальной системы недостаточен для освоения новых элементов среды, что ведет к усилению социальных взаимодействий, использованию универсальной схемы борьбы с нестационарными элементами. В последнем случае система обращается к интуитивным способам принятия решений и генетически закодированным адаптивным механизмам, что приводит к занятию главенствующего положения информационной системой Вождества.

 

Литература


1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.
2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1994.
3. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
4. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
5. Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы// Эволюция, культура, познание/ Под редакцией И.П.Меркулова - М., 1996.
6. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление.  М., 1975.
7. Афанасьев В.Г. Системность и общество.. М., 1980.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1987.
9. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды. В 2-х т. М.,1980, Т. 1,2.
10. Крушинский И.И. Поведение животных как фактор процесса микроэволюции. В кн: Физиологическая генетика и генетика поведения. Л. 1981.
11. Сержантов В.Ф., Гребеньков Г.В. Феномен человека. Киев 1997.
12. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. “Человек как предмет философского и естественнонаучного познания”, Ленинград 1980.
13. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. ЛГУ 1978.
14. Волкова В.Н. Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб., 2001.
15. Берталанфи Л.  Общая теория систем - критический обзор - "Исследования по общей теории систем".
16. Месарович М., Мако Д., Такахара Я. Теория иерархических многоуровневых систем, М., 1973.
17. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке// Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.
18. Алексахин И.В., Ткаченко А.В. Принцип двухканального управления. В кн.: Системные исследования. М., 1976.
19. Уотермен Т. Теория систем и биология. Точка зрения биолога. В кн.: Теория систем и биология. М., 1971.
20. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
21. Кравченко А. Социология. Екатеринбург, 1998.            

Основные публикации автора по данной теме

Монографии
1. Осипова-Дербас Л.В. Эволюция цивилизации СПб.: «Европейский дом»,  2002.
2. Осипова-Дербас Л.В. Системные основы социологии и психологии управления. СПб.: «Инфо-Да»,  2008.

Учебное пособие
3. Осипова-Дербас Л.В., Кармаев Н.А., Войцеховский С.Н. Социология и психология управления. Уч.пособ. СПб.: «Бизнес-пресса», 2007.

Статьи в журналах и сборниках
4. Осипова-Дербас Л.В. Поведение человека в представлении социологов и психологов// Вестник ИНЖЭКОНА. Вып 1 (6) 2005. СПб, 2005.
5. Осипова-Дербас Л.В. Формирование информационного потенциала личностной и социальной системы//Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена №11(71), СПб, 2008.
6. Осипова-Дербас Л.В. Формирование управляющих механизмов информационных социальных систем в процессе исторического развития//Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена №11 (75), СПб, 2008.
7. Осипова-Дербас Л.В. Динамизм среды как условие развития и функционирования социально-психологических структур в современных организациях//Вестник ИНЖЭКОНА. Серия гуманитарные науки.  Вып. 1 (10) СПб, 2006.
8. Осипова-Дербас Л.В. Типология организационных культур, формирующихся в различных условиях конкурентной среды в сравнении с типологией Г.Хофштеда//Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена № 107, СПб, 2009.
9. Осипова-Дербас Л.В. Теория Г. Спенсера в свете современных системных представлений//Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена № 114, СПб, 2009.
10. Осипова-Дербас Л.В. Информационные кризисы в управлении  социальными системами//Высшее образование сегодня № 3. М, 25.03.2010.
11. Осипова-Дербас Л.В. Информационные базы данных и кризисы управления  личностных и социальных систем// Вестник ИНЖЭКОНА. Серия гуманитарные науки.  Вып. 1(14) СПб, 2007.
12. Осипова-Дербас Л.В Информационная модель личностной и социальной систем. В кн.: Системные исследования. М., 2005.
13. Осипова-Дербас Л.В. Природа агрессии в информационной модели// Агрессия: биологические, психологические и философские аспекты.  Институт биологии и психологии человека СПб, 2003.
14. Осипова-Дербас Л.В Проблемы социальных системных исследований в управлении организациями//Вестник ИНЖЭКОНА. Серия гуманитарные науки.   Вып 4 (23), СПб, 2008.

E-mail

Hosted by uCoz