Глава I. Формирование социального поведения личности

1.2. Системные взаимодействия, формирующие поведение личности

1.2.1. Биологические основы социального поведения

Любые общественные процессы: будь то конкуренция или солидарность, войны или миролюбивая политика, дифференциация или интеграция, развитие или деградация, прогресс или регресс - всегда являются результатом того или иного поведения людей, входящих в различные объединения.

Социальное поведение, как и поведение вообще, а так же любые другие особенности человека, как и всех прочих живых организмов, формируется на основе биологической природы под действием окружающей среды. Причем под "средой" понимается совокупность всех внешних факторов, воздействующих на организм, включающих в себя как дикую природу и изменения, внесенные в нее самим организмом, так и воздействия других организмов, принадлежащих как к тому же, так и к другим видам животных. Таким образом, на формирование социального поведения человека влияет как дикая природа, так и взаимоотношения с другими людьми, с обществом в целом и с другими обществами, если таковые контакты существуют.

Генетическая уникальность каждого человека и неповторимость его личного жизненного опыта, встречаясь с весьма разнообразными жизненными обстоятельствами, приводит к великому множеству индивидуальных поведенческих реакций. Но биосфера Земли вообще бесконечно разнообразна, и, тем не менее, все это разнообразие складывалось, развивалось и существует в строгом соответствии с законами природы, подчиняется статистическим закономерностям и представлено в современной теории эволюции.

Все признаки любого организма формируются на основе генетической информации, но степень генетического контроля над различными признаками как физическими, так и психическими различна. Например, человек, не обладающий предрасположенностью к атлетическому телосложению, может специальными упражнениями нарастить мышечную массу. Аполлон Бельведерский, может быть, и не получится, но значительная коррекция вполне достижима. В то же время, цвет глаз не удастся изменить никакой специальной тренировкой.

Зависимость многих поведенческих реакций от генетической предрасположенности не вызывает сомнения [34]. Некоторые поведенческие реакции, обеспечивающие физическое выживание человека (как и других животных), закодированы очень жестко и имеют незначительную внутривидовую вариабельность. Эти реакции принято называть инстинктивными, они возникают первыми, исчезают, обычно, последними и часто присутствуют даже в случае крайне тяжелых патологий. Проявление же других, менее важных для выживания поведенческих реакций в большей или меньшей степени зависит от условий среды обитания.

Согласно представлениям современной биологии, все признаки любого организма (фенотип) как физические, так и поведенческие являются результатом взаимодействия наследственной информации (генотип) со средой (комплекс всех факторов, так или иначе, в большей или меньшей степени влияющих на организм), что выражается простой формулой:

фенотип = генотип + среда

"Поведение особи, т.е. комплекс сложнейших сбалансированных процессов взаимодействия особи с внешним миром, представляет собой, с одной стороны, жестко детерминированную видоспецифическую программу, а с другой - лабильную систему "конкретных" адаптаций к меняющимся условиям" [35, с.310].

1.2.2. Способы получения информации личностной системой

В связи с тем, что данная работа представляет попытку исследовать социальные процессы на основе естественных наук с использованием закономерностей теории эволюции, предметом исследования которой являются организмы, для начала исследования определим систему как комплекс взаимодействующих элементов, которое дал Берталанфи [36, c .29]. В более развернутом виде система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, действующих по отношению к среде, как единое целое, причем это целое не сводится к простой сумме составляющих элементов, т.е. возникают новые системные взаимодействия.

Поскольку в рамках естественных наук нет никаких причин искать какие-либо "реальности" вроде второй, третьей и т.д. природы, которая в их представлении существует только одна, построим системную модель личности и общества, не выходя за рамки этих наук.

В этом случае социальную систему следует представить как систему, элементами которой являются системы более низкого уровня - личностные системы.

"…элемент - это предел чтения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели "[23, с.24].

Тогда культурная и поведенческая системы Парсонса не могут считаться самостоятельными системами, так как не состоят из элементов. Они становятся составляющими (слоями, оболочками) личностной и социальной систем. Сам Парсонс высказывал сомнения по поводу равноценности своих систем действия. "Ни системы ценностной ориентации, ни системы культуры в целом не являются системами действия в том же смысле, что и личностные и социальные системы, ибо первым в отличие от вторых нельзя прямо приписать ни мотивации, ни действия" [14, с.183].

Все социальные изменения происходят в результате взаимодействия социальной системы со средой, для чего система должна располагать механизмами, обеспечивающими это взаимодействие, которые и запускают соответствующие процессы.

Социальная система состоит из личностных систем, имеющих свою структуру и свои личные способы получения и использования информации. Несмотря на то, что принятие решений всей социальной системой в целом не тождественно таковым действиям ее отдельных элементов, но все же является результатом принятия решений этими элементами, и поскольку у системы нет никаких других способов получения и использования информации, то целесообразно начать построение модели именно с изучения личностных систем.

Выбор системной модели зависит от целей и задач исследования. Так как цель данной работы - исследование социальных изменений, то построенная модель должна объяснять поведение системы, т.е. должна ответить на вопрос: Как внутренняя структура и взаимосвязи между составляющими взаимодействуют с внешними условиями и какие изменения этих условий приводят к изменениям структуры и свойств системы, т.е. как система отвечает на внешние воздействия?

Принятие решений (реакция на воздействия) системой зависит от способов получения и использования информации, что обеспечивается структурой системы. В том случае, если структура системы обеспечивает получение и использование информации, позволяющее принимать решения адекватные обстановке, то это способствует благополучным, гармоничным взаимоотношениям системы с окружающей средой. Если же эти взаимоотношения нарушены, например, вследствие изменения окружающей среды, то структура системы должна преобразоваться и изменить информационное обеспечение принятия решений для создания гармоничных взаимоотношений с новой средой.

Предлагаемая модель личностной системы основана на представлении о человеке, в первую очередь, как биологическом объекте. В этом случае центром системы является генетическая информация человека, которая и формирует под воздействием информации, поставляемой элементами среды, все психологические и поведенческие особенности личности, адаптивные способности, и т.д. (см.п.1.2.1.). Информационное обеспечение, располагаемое системой, примем за основу личностной и социальной систем, которые назовем информационными системами.

Следует подчеркнуть, что приоритет биологического рассматривается только в том смысле, что человек рождается и умирает как биологический объект, и не прекращает им быть, какие бы высокие человеческие поступки он не совершал. В то же время, без участия среды личностная система сформироваться не может.

Если мы примем за основу системной модели личности приводимую выше формулу - фенотип = генотип + среда, которая кратко выражает представления современной биологии о формировании всех признаков любого организма, то сможем сформулировать основополагающий принцип будущей модели.

Генетическая информация и информация, которую несут элементы среды, являются двумя системообразующими факторами, в процессе взаимодействия которых и формируется личностная информационная система.

Личностная информационная система создается для того, чтобы, располагая различными информационными уровнями, иметь возможность тем или иным способом реагирования обеспечить выживание организма в тех ли иных условиях среды.

Генотип человека (как и всех прочих организмов) содержит, так сказать, генеральный план будущего индивида. Но реализовать генеральный план, например, города могут только строители. Они внесут свои изменения и массу деталей, которые в генеральном плане не прописаны, придерживаясь при этом этого общего плана, который может быть расширен, дополнен, сокращен или вообще неосуществлен. Также и генеральный план личности - его генотип, может быть реализован только строителями - факторами среды, которые в процессе "строительства" личности сформируют детали и внесут свои изменения, но только по тем параметрам, которые жестко не прописаны генотипом.

Однако как бы не выглядела полученная личностная система, для ее функционирования необходимо управление, т.е. для того, чтобы человек произвел хоть какое-то действие, нужна мотивация или внешняя, или внутренняя.

Несмотря на то, что в системе действия Парсонса, функции оторваны от структуры, он уделял много внимания проблеме мотивации действия, факторам, которые составляют основу действия, что отражено в антитезе "объективизм против субъективизма". "Воплощениями этой антитезы выступают у Парсонса условный "позитивизм", подчеркивающий роль объективного физического окружения "действователя" (actor), и условный "идеализм", выдвигающий на первый план субъективные ориентации, источник которых в самом действователе. Под другим названием данная антитеза появляется у Парсонса как проблема "мотивации" - проблема выбора в качестве одного из столпов теории действия либо идеально свободной внутренней, либо внешней (безразлично - идеалистической или материалистической) мотивации" [14, с.157]. Эта проблема рассматривается и другими исследователями. Например, В.Парето выделял логичные и не логичные действия. "Есть действия, которые представляют собой средства, соответствующие цели, и которые логически соединяются с этой целью. Существуют и другие действия, у которых этот признак отсутствует" [37, с.28].

Проблема выбора внутренней или внешней мотивации известна в теории систем как внутреннее и внешнее управления, которые для биологических систем "...можно разделить на два типа, в зависимости от того, возникает ли регулирующее воздействие внутри самой управляющей системы или же оно вырабатывается каким-то специальным механизмом, обособленным от элемента, которым он управляет, но при этом действующим на этот элемент" [38, с.13].

Кроме того, взаимодействие системы с окружающей средой может происходить с использованием двух каналов получения информации - канала первого рода, передающего информацию "из прошлого", и второго рода - "из настоящего". "В случае стационарности среды система, получив однажды информацию о среде и выработав соответствующее решение, занимает стационарное равновесное положение относительно среды" [39, с. 172].

Наличие нестационарных элементов среды приводит к необходимости использовать информацию "из настоящего" о состоянии и изменении этих элементов.

Поскольку личностная система формируется двумя системообразующими факторами - генотипом (всем набором наследственной информации, которым располагает организм) и средой (информацией, которую несет весь комплекс внешних условий, влияющих на систему), и при этом нет никаких других факторов, которые могли бы оказывать воздействие на систему, то информация может поступать:

² или от внутренних носителей информации - генов, - наследственная информация которую содержит генотип,

² или от внешних факторов - информация, поставляемая элементами среды.

На поступившую информацию (например, изнутри системы - на возникшее чувство голода или от внешних факторов - на изменение погодных условий) человек должен как-то отреагировать, т.е. принять решение на основе собственной информационной системы (информации, которой она располагает).

Для принятия решений личностная система может использовать:

² имеющиеся поведенческие схемы (генетически закодированные или привычные, доведенные до автоматизма поведенческие клише). При этом используется внутренний тип управления, т.е. принятие решений происходит изнутри системы.

² внешний тип управления, учитывая информацию элементов среды и принимая либо новые решения, либо адаптируя старые поведенческие схемы с учетом внешних обстоятельств.

Согласно законам генетики, генетический код человека формируется в процессе оплодотворения, и в дальнейшем ни при каких обстоятельствах он не может быть изменен. Поэтому наследственная информация не подвергается никаким изменениям на протяжении жизни человека, т.е. она всегда стационарна.

Генетическую информацию личностная система получает от всех предыдущих личностных систем. Это информация, накопленная всеми предшествующими организмами, которым удалось выжить и дать плодовитое потомство (выигравшие в борьбе за существование), следовательно, генетическая информация является информацией первого рода "из прошлого". Но такая информация может закрепиться и передаваться из поколения в поколение только в том случае, если она способствует выживанию в самых разнообразных условиях среды. Например, любому человеку (как и вообще любому организму) необходимо независимо от условий среды пополнять внутренние ресурсы, защищать свою жизнь, размножаться, что и закреплено генетически в виде врожденных инстинктов.

Среда, напротив, весьма изменчива. При этом имеются как факторы остающиеся неизменными (например, периодическая смена времен года или, наоборот, отсутствие таковой в экваториальных джунглях, а также стабильные отношения с соседними народами и т.д.) - стационарные элементы, так и изменяемые (наводнения, землетрясения, нападение соседей и т.д.) - нестационарные элементы. Следует заметить, что соотношение стационарных и нестационарных элементов среды может быть различным в разных условиях.

Совершенно очевидно, что условия жизни на нашей планете весьма разнообразны, и стационарные элементы среды, в которых проживает, например, коренной житель Гренландии, сильно отличаются от стационарных же элементов среды обитателя тропических джунглей или, скажем, европейца. Кроме того, за время существования этих народов сами стационарные элементы среды изменялись, становились нестационарными, оставаясь стационарными только на каком-то отрезке времени, не говоря уже о том, что различные народы в некоторые периоды своей истории были весьма склонны к перемене мест. Поэтому генетическое закрепление информации о том, как следует действовать в конкретных стационарных условиях среды было бы вредно (не способствовало выживанию), а потому и не могло состояться. Но и постоянно принимать решения по стационарным элементам (решать, например, что следует делать когда после лета наступила зима, если она наступает регулярно каждый год) было бы нецелесообразно.

На воздействия среды, несущие информацию о ее стационарных элементах, по которым нет генетического закрепления, личностная система может получать готовые решения от предыдущих поколений, обитавших в этой среде (от личностных систем родителей, учителей, признанных авторитетов и т.д., кроме того, как известно, наряду с генами имеются и другие материальные носители информации - орудия труда), которые являются передаточным механизмом, проводящим эти решения к информационным личностным системам новых поколений. Следовательно, эта информация также поступает по каналу первого рода "из прошлого", но не из генетического, а из культурного прошлого.

И только по нестационарным элементам среды нет ни генетически, ни культурно закрепленных решений. Их личностная система должна принимать самостоятельно. Такая информация поступает по каналу второго рода "из настоящего".

Для принятия решения по нестационарным элементам возможны два варианта:

² либо непрерывно получать и обрабатывать весь поток информации;

² либо разделить этот поток на стационарные элементы, учитывая уже имеющуюся о них информацию "из прошлого", и на нестационарные, для которых необходимо использовать канал второго рода "из настоящего". Поскольку второй путь более выгоден [39, c.172], именно он и используется системой для получения и обработки информации второго рода.

Нестационарные элементы среды, появившись однажды, могут впоследствии воспроизводиться как в полном объеме, так и фрагментами. Но поскольку решения по ним не имеют ни генетического, ни культурного закрепления, а принимать каждый раз новые решения по нестационарным элементам нецелесообразно, то личностная система сама накапливает по ним информацию, которую потом использует (или ее фрагменты) для принятия решений по вновь возникшим нестационарным элементам среды. Т.е. для использования этой информации действует схема, известная в теории систем: из потока данных о нестационарных элементах среды выделяются стационарные фрагменты, по которым уже имеется информация, на основании которой и принимается решение в целом. Управляющим механизмом в этом случае являются не внутренние побуждения, а факторы среды, следовательно, используется внешний тип управления и канал второго рода - "из настоящего".

1.2.3. Информационная модель личностной системы

Для построения структуры личностной системы используем оболочечную модель. Тогда, личность человека представляется, как система, состоящая из ядра, вокруг которого выстраивается вся информационная система личности, окруженная средой.

Ядром человеческой индивидуальности является его генотип. Процесс образования личностной системы начинается сразу после рождения. На ранних стадиях на основе генотипа формируются наиболее близкие к центру, а следовательно, наиболее фундаментальные основы поведения организма, которые в дальнейшем наименее подвержены изменениям. Их принято называть инстинктами. Они незначительно отличаются у разных личностных систем, а их проявление мало зависит от условий среды. Но чем дальше от центра, тем больше, в целом, имеется индивидуальных поведенческих различий у разных систем, и это поведение сильнее подвержено коррекции окружающей средой.

Таким образом, на основе генотипа под действием среды формируется иерархическая информационная система, содержащая различную информацию о поведенческих реакциях от простейших инстинктов до сложных мыслительных процессов, что позволяет обрабатывать разнообразную информацию, поступающую в систему.

Различные понятия иерархии систем и их классификация разработаны М.Месаровичем, который предложил для описания иерархии по признаку подхода к решению проблем, возникающих в системе, выделять различные слои [40] (оболочки в оболочечной интерпретации).

Проанализируем более детально формирование личностной системы, выделяя различные ее оболочки, окружающие ядро-генотип. Эти оболочки формируются как возможный ответ личностной системы (варианты способов принятия решений) с использованием или внутреннего, или внешнего управления на поступающую информацию: генетическую (которая всегда стационарна) и о состоянии среды (стационарную и нестационарную).

Рассмотрим возможные варианты принятия решений личностной системой (рис. 3), учитывая, что от ядра-генотипа к периферии системы возрастает значение внешних условий и снижается влияние генетической информации:

² 1-я оболочка. На поступившую внутреннюю информацию (генетическую, которая всегда стационарна) (А) дается ответ с использованием внутреннего управления. Это примитивные инстинкты, которые формируют ближайшую к ядру оболочку (1).

² 2-я оболочка. Для ответа на внешнюю стационарную информацию среды (В) использовано внутреннее управление - это генетическая способность к адаптации в стандартных условиях. С использованием этой оболочки формируются автоматические привычные действия - стандартные поведенческие клише в стандартных условиях (2).

² 3-я оболочка. Для ответа на внешнюю информацию по нестационарным элементам среды (С) применяется внутреннее управление. С использованием этой оболочки возможно интуитивное принятие решений в необычной обстановке (3).

² 4-я оболочка. На информацию по нестационарным элементам (С) используется внешний тип управления. Эта оболочка необходима для принятия рациональных решения в необычных условиях на основании внешних обстоятельств (4).

² 5-я оболочка. На информацию по стационарным элементам (В) дается ответ с использованием внешнего типа управления. Такие решения принимаются на основании культурных ценностей, что позволяет адаптировать уже имеющиеся поведенческие схемы к реальной обстановке или сформулировать новые ценности, но нестационарные элементы при этом игнорируются (5).

Накопление информации: генетическое, оперативное, культурное

Рис. 3. Информационное обеспечение личностной системы A - генетическая информация (всегда стационарна); B - стационарные элементы среды; С - нестационарные элементы среды, 1, 2, 3, 4, 5 - оболочки личностной системы.

На рисунке 4 изображена структура личностной системы, состоящая из ядра-генотипа и пяти представленных выше оболочек. 

Таким образом, получены три варианта принятия решений с использованием внутреннего типа управления (на рисунке более темная штриховка), которые составляют три ближайшие к ядру-генотипу оболочки (по стационарным элементам содержащимся в генетической информации, стационарным нестационарным элементам среды: 1-я, 2-я и 3-я), и два варианта с использованием внешнего типа управления, что составляет две внешние оболочки личностной системы (по нестационарным и стационарным элементам: 4-я и 5-я).

Рис. 4. Структура личностной системы; B - стационарные элементы среды; С - нестационарные элементы среды; 1, 2, 3, 4, 5 - оболочки личностной системы

Это и есть пять возможных подходов, которые личностная система способна использовать для решения тех или иных проблем возникающих в системе. Может возникнуть вопрос: Почему для внутреннего управления имеются три оболочки, а для внешнего только две, т.е. почему нет оболочки использующей внешний тип управления для ответа на генетическую информацию? Но такая оболочка сформироваться не может, т.к. в том случае, если получена генетическая информация, то с использованием внешнего управления эта всегда стационарная информация обрабатывается так же, как стационарные элементы среды. Специальная структура для принятия таких решений не требуется.

Различие подходов связано с разными информационными уровнями системы, возникающими в результате взаимодействия информационных потоков: генетической информации и информации, которую несут элементы среды. Это и есть модель личностной системы, которую мы назвали информационной.

Ближайшая к ядру-генотипу оболочка личностной системы, содержащая простейшие генетически закодированные инстинкты, которые проявляются без всякого воздействия среды, существует уже у новорожденного младенца (но не все они могут раскрыться в полной мере в столь раннем возрасте), тогда как остальные оболочки, должны быть освоены практически в процессе жизни, т.к. формируются только в процессе взаимодействия первого системообразующего фактора - генотипа со вторым - средой.

Для перехода от использования одной оболочки к другой личностная система должна изменить или тип управления, или канал получения информации, или и то и другое, что, конечно, сделать труднее.

2-я и 3-я оболочки являются переходными к внешнему типу управления. Действительно, если личностная система в процессе принятия решений по элементам среды станет руководствоваться не внутренними ощущениями, как возможно при использовании 2-й и 3-й оболочки, а культурными нормами и знаниями, то в первом случае вместо 2-й оболочки решение будет принимать 5-я, а во втором случае вместо 3-й - 4-я оболочка.

В связи с тем, что культурные нормы не могут охватить абсолютно все стационарные элементы среды, и знания не могут быть безграничными, необходимость время от времени "спрашивать свой внутренний голос" - прибегать к использованию 2-й и 3-й оболочки в ответ на различные воздействия элементов среды - сохраняется всю жизнь индивида. Если, например, при использовании 4-й оболочки выяснится, что накопленной информации для принятия решений недостаточно, решения принимаются интуитивно с использованием 3-й оболочки.

Такие же переходы к использованию другой оболочки произойдут в том случае, если личностная система изменит канал используемой информации. Например, если вместо использования культурных норм личностная система начнет руководствоваться объективной информацией, принимая самостоятельные решения из рациональных соображений, она перейдет от использования 5-й к 4-й оболочке личностной системы. Или в том случае, если она откажется от интуитивного поиска новых решений и вернется к привычным традициям, то перейдет от использования 3-й оболочки ко 2-й.

Самая верхняя, пограничная и непосредственно взаимодействующая со средой оболочка представляет собой те особенности личности, которые мы наблюдаем в обычной жизни: нравственные и религиозные убеждения, нормы общения, правила этикета и т.д. Эту оболочку можно назвать культурной.

"Культурная система" Парсонса в информационной модели является пограничной оболочкой личностной системы.

Культурная оболочка адаптирует личность к жизни в конкретном обществе в определенных условиях, которые могут быть со временем подвержены изменениям. Поэтому генетическое закрепление таких изменений нецелесообразно. Эта оболочка формируется под воздействием культурной оболочки всей социальной системы (элементом которой является личностная система), сформировавшейся как адаптивный механизм, приспосабливающий личности и общество к жизни в конкретных условиях среды. Он регламентирует взаимодействия личностных систем как с элементами дикой природы, так и между собой, как с социальной системой в целом, так и с другими социальными системами, и их элементами. Но следует заметить, что адаптация всегда относительна. Это значит, что невозможно создать идеальную культурную оболочку. Она всегда будет в большей или меньшей степени соответствовать сложившимся условиям, причем чем больше она адаптирована к конкретной среде, тем труднее ее изменить в случае изменения условий среды.

Именно культурная оболочка наименее устойчива и утрачивается в первую очередь в случае регресса личности. Далее происходит разрушение более глубоких основ личности, а последними исчезают самые примитивные инстинкты (рис.5).

Рис. 5. Процесс регресса личностной системы. Стрелками показано жесткое воздействие условий среды.

Относительно слабая устойчивость культурной оболочки несомненно имеет глубокий адаптивный смысл, т.к. в случае изменений условий среды, как правило, позволяет быстро стереть прежнюю адаптивную структуру и выстроить новую, более соответствующую новым условиям (рис.6).

Рис. 6. Изменение внешней оболочки под воздействием изменившихся условий среды. 1 - исходное состояние системы, 2 - разрушение старой и 3 - формирование новой оболочки

Ближайшие к ядру-генотипу оболочки личностной системы, определяющие бессознательное поведение, очень мало отличаются у различных личностных систем и во многом похожи на таковые у других видов животных. Формирование же культурной оболочки направлено на стандартизацию поведения в соответствии с условиями среды, поэтому именно срединные оболочки в значительной степени определяют индивидуальность личности.

Генетическая предрасположенность может более или менее совпадать с требованиями культурной среды, которая способна при достаточно мягком и разнообразном воздействии стимулировать развитие индивидуальности. Однако жесткое давление среды может уменьшить индивидуальный слой личности вплоть до примитивных инстинктов или остановить его развитие на любом этапе онтогенеза, если, конечно, этот слой не окажется достаточно выраженным и сформированным, чтобы вступить в борьбу со средой.

"Поведенческая система"Парсонса, вероятно, включает всю сумму поведенческих реакций от инстинктов до поведения, закрепленного культурными традициями, поэтому трудно определить ее место в информационной модели личности, но если говорить только об индивидуальном поведении, то в этом случае "поведенческая система" соответствует средней оболочке информационной личностной системы.

Сравним полученные оболочки с типами социального действия М.Вебера. Вебер выделял 4 типа действия: ценностно-рациональное, целерациональное, традиционное и аффективное, которые соответствуют 5-й, 4-й, 2-й и 1-й оболочкам личностной системы (см табл.1).

"Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели" [27, с.628]. "Целерациональное действие - действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, рационально соотнесенной с осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение" [37, с.365].

Это действие возможно только в случае принятия решения 4-й оболочкой личностной системы, которая использует всю имеющуюся информацию и принимает решение по нестационарным элементам среды, руководствуясь внешним управлением. Только в этом случае возможно и рациональное осознание цели и рациональное соотнесение с осмысленными средствами, а не действие на основе внутренних ощущений, что характерно для 1-й, 2-й и 3-й оболочки, или из соображений культурных традиций, как возможно действовать с использованием 5-й оболочки.

"Ценностно-рациональное действие - действие, основанное на вере в безусловную ценность (религиозную, этическую, эстетическую или любую другую) самого этого поведения" [37, с.367]. "Чисто ценностно-рационально действует тот, кто невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозным предначертаниям, благочестии или важности предмета любого рода" [27, с.629]. Оно "...подчинено "заповедям" или требованиям, в повиновении которым видит свой долг данный индивид" [27,с.629].

Эти ценности сформированы на основе стационарных элементов среды и закреплены в культурных традициях, которые несут уже готовые решения по этим элементам. Следовательно, управляющий механизм внешний, а внешний тип управления по стационарным элементам среды использует 5-я оболочка личностной системы.

"Традиционное действие - действие, основанное на привычке к определенным действиям, получающим в связи с этим почти автоматический характер и минимально опосредованным осмысленным целеполаганием"[37]. Такое действие "...находится на самой границе, а часто и за пределами того, что может быть названо "осмысленно" ориентированные действия" [27, с.628].

Привычку можно получить, только если ситуация повторяется, т.е. по стационарным элементам среды. Отсутствие осмысленного целеполагания и автоматический характер говорит о том, что решения принимаются с использованием внутреннего управления. Такие решения принимаются 2-й оболочкой личностной системы.

"Аффективное действие - действие, определяющая характеристика которого - определенное эмоциональное состояние действующего субъекта: захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги" [37, с.369]. "Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании " [27, с.629].

Принятие решений только на основе неконтролируемого эмоционального состояния, т.е. решений, имеющих исключительно внутренние основания, осуществляются 1-й оболочкой. Однако следует заметить, что этой оболочкой принимаются решения не только в состоянии аффекта, но и в том случае, если не имеется сильного эмоционального напряжения, например, удовлетворение физиологических потребностей, не несущих яркой эмоциональной окраски.

Таким образом, как мы видим, каждому из типов социального действия соответствует определенная оболочка личностной системы 5-я, 4-я, 2-я, или 1-я, т.е. для того, чтобы тот или иной тип действия состоялся, личностная система должна принять решение из соответствующей этому действию оболочки личностной системы. Но для этого сначала она должна выбрать один из пяти вариантов, определиться, какая из оболочек будет принимать решение. От этого и будет зависеть какой из типов действия состоится.

Однако у Вебера отсутствует тип действия, который бы соответствовал 3-й оболочке личностной системы. Для того чтобы иметь возможность в дальнейшем использовать терминологию Вебера, как более понятную социологам, возьмем на себя смелость придумать название отсутствующему типу, следуя лингвистическим традициям, которые применял Вебер в наименованиях своих типов действия, и назовем его целеаффективным.

Целерациональное действие возможно в случае использования 4-й оболочки личностной системы, т.е. если личностная система обрабатывает нестационарные элементы среды, используя внешний тип управления (ориентируясь на объективные обстоятельства). 3-я оболочка - это также обработка нестационарных элементов, но с использованием не внешнего типа управления, а внутреннего. Поскольку чисто внутренний тип у Вебера имеет название "аффективного" (1-я оболочка), мы можем назвать отсутствующий тип по аналогии с другими типами действия "целеаффективным". Целеаффективное действие - это действие, направленное на достижение прагматичной цели, но не с использованием рациональных методов, основанных на объективных обстоятельствах, а согласно внутренним ощущениям. (Забегая немного вперед заметим, что Вебер все же обнаружил этот тип, но не в типологии действия, а в типологии лидерства, что будет рассмотрено в дальнейшем).

Сам Вебер не считал свои типы социального действия реально существующими, он полагал, "... что сам по себе идеальный тип не дает знания о соответствующих процессах и связях социальной реальности, не является ее более или менее адекватным воспроизведением. Он представляет собою лишь чисто методическое средство, вспомогательный инструмент" [37, с.355-356]. Вебер предлагал рассматривать типы социального действия в качестве идеального типа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что различные типы социального действия Макса Вебера действительно существуют, но они, отнюдь, не идеальны, а представляют собой реальные действия.

Это значит, что каждый раз социальное действие (как и любое другое) будет осуществлено одной из личностных оболочек, которая принимает данное решение. ""Мотивы", которые данный индивид приводит и те, которые он "подавляет" (то есть скрытые мотивы), часто настолько маскируют - даже в сознании самого действующего лица - подлинную связь его действий, что и субъективно искренние свидетельства имеют лишь относительную ценность". [27, с.602]. Вероятно, это и послужило причиной сомнения в подлинности реального существования типов социального действия. Кроме того, обнаружить такого человека, личностная система которого всегда принимает решения, руководствуясь независимо от обстоятельств только какой-нибудь одной оболочкой очень непросто, поэтому реальность "идеальных" типов ускользает от исследователя.

Типы социального действия представляют отнюдь не "мыслительные конструкции", как предполагал Вебер, а реальные действия личностных систем. Причем каждый раз личностная система при принятии решения будет действовать в соответствии с каким-либо одним типом, сочетание одновременно двух и более типов в норме невозможно. Нетрудно доказать это, на первый взгляд, рискованное утверждение.

На отдельный элемент среды личностная система может выбрать только один из возможных способов принятия решений, и никогда два и более.

Принятие решений 1-й оболочкой не может сочетаться ни с какой другой оболочкой, т.к. может осуществляться только при отсутствии ка-ких бы то ни было внешних воздействий, или тогда, когда воздействия есть, но система их полностью игнорирует. Все остальные оболочки принимают решение при внешнем воздействии. В случае любого внешнего воздействия личностная система перейдет к любому другому варианту - к принятию решения с использованием другой оболочки, а в том случае, если внешнее воздействие проигнорировано, решение принимает 1-я оболочка, но в этом случае все остальные оболочки ей не понадобятся.

Теперь посмотрим, может ли система принимать решение, используя, например, одновременно 2-ю и 5-ю оболочку. Обе эти оболочки выполняют функции адаптации к стацио-нарным элементам среды. Однако принятие совместного ре-шения по одному элементу среды невозможно, т.к. 5-я оболочка использует внешнее управление, а 2-я - внутреннее. При попытке принять решение одновременно двумя этими оболочками возникнет кризис управления. Образно говоря, это все равно, что за руль одного автомобиля посадить сразу двух водителей: один водитель принимает решение делать правый поворот, "потому что справочник указывает свернуть направо" (5-я оболочка) и вращает руль вправо, а второй водитель вращает руль влево: "я всегда здесь поворачивал налево, чувствую что так и надо сделать" (2-я оболочка). В результате машина едет прямо, и хорошо, если впереди прямая свободная дорога, а если, например Нева?

Такой же кризис управления ожидает личностную систему, если принимать решение будут 3-я и 4-я оболочки одновременно. Обе эти оболочки принимают решение по нестационарным элементам среды, т.е. получают информацию по каналу второго рода "из настоящего", но используют разный тип управления: 4-я оболочка - внешний, а 3-я - внутренний.

Попробуем совместить оболочки, использующие один тип управления, например 2-ю и 3-ю, и посмотрим, могут ли они принимать совместные решения. Несмотря на одинаковый тип управления, совместного решения не получится, потому что информацию они получают из разных каналов: 2-я оболочка - по каналу первого рода "из прошлого", а 3-я - по каналу второго рода "из настоящего ", т.е. они располагают разной информацией. Если продолжить сравнение с управлением автомобиля, то водитель за рулем один, но получает разную информацию: по одной "я всегда поворачивал здесь направо" (2-я оболочка), по другой " я вижу какую-то помеху, не знаю что бы это значило, но чувствую, что надо свернуть влево"(3-я оболочка). Компромиссное решения в этом случае может быть таким же, как в предыдущем примере - ехать прямо, но и последствия такого решения могут быть теми же, возможно, связанными с проведением водолазных работ на дне Невы. Из этого следует, что и в том случае, если тип управления совпадает, две оболочки не могут принять решение, т.е. и в этом случае наступает кризис управления, но связанный не с разным типом управления, а с разной информацией, которую получают эти оболочки.

Такой же кризис управления возникнет у личностной системы в том случае, если решение будут одновременно принимать 4-я и 5-я оболочки. Они используют внешнее управление, но информацию получают из разных каналов.

Такие кризисы управления, возникающие внутри личностной системы, известны каждому человеку. Он их испытывает, когда ему трудно выбрать, какая из его личностных оболочек должна принимать решение: поступить ли так, как советуют родители, или прислушаться к тому, что "подсказывает сердце"; вступать ли в брак по любви или по расчету; идти ли привычным путем, или искать новые подходы и т.д. Но как бы труден не был выбор, если от принятия решения невозможно уклониться, то он должен быть сделан, т.к. у личностной системы нет никакого другого способа разрешить ситуацию. Принять любое решение можно, только используя какую-нибудь одну оболочку личностной системы.

1.2.4. Способность принимать решение как фактор взаимодействия личностной системы со средой

Теория эволюции изучает не эволюцию неизвестно чего, а эволюцию признаков, т.к. именно признаки и подвергаются изменениям (что и ведет к эволюции организмов в целом). Поэтому для того, чтобы использовать методы эволюционной теории в социологии, необходимо выбрать для исследования признак, наиболее полно отражающий социальное поведение человека, изменения которого и определяют процесс социальной эволюции.

Построенная выше модель - это информационная система личности, которая формируется биологическим организмом (под воздействием среды), поэтому способность системы принимать решения мы можем рассматривать как биологический приз-нак, который имеет фундаментальное значение как важнейший фактор системных взаимодействий.

Способность принимать решения является фенотипическим биологическим признаком, который может быть исследован согласно законам эволюции. Однако следует иметь ввиду, что это не скорость принятия решений, а именно способность принимать решения - по более широкому или более узкому диапазону факторов среды.

Этот признак в значительной степени детерминирован биологической природой человека, его наследственной структурой (генотипом), а так же психологической структурой, сформированной на основе генотипа под влиянием социального окружения, культурных традиций, личного опыта, и т.д., т.е. окружающей средой.

Умственные способности тесно связаны со способностью принимать решения. Однако, если первые говорят о наличии способности мыслить, то последние - действовать (или не действовать, если такое решение принято), т.е. практически использовать свои умственные способности, причем эти процессы не всегда совпадают. Если человек способен мыслить, но не способен принять решение, то результат его мыслительного процесса (вернее отсутствие практического результата) не имеет для социальных процессов большого значения, но если наоборот - последствия могут быть весьма существенными.

Новорожденный младенец не способен ни свободно мыслить, ни принимать самостоятельные решения (дальше 1-й оболочки личностной системы). Останется ли он в дальнейшем в том же состоянии или продвинется, а если да, то насколько - зависит от его наследственности и жизненных обстоятельств.

Крайне неблагоприятная наследственность приводит к эндогенным психическим заболеваниям - олигофрении, различающейся по степени тяжести: идиотия, имбецильность, дебильность. Далее в этот ряд можно поставить открытую П.Б.Ганнушкиным психопатию "конституциональную глупость" [41], а затем "конформную" акцентуацию характера, обнаруженную А.Е.Личко [42], что уже считается нормой. Нет смысла говорить о способности принимать решения больными идиотией, но больные средней формой олигофрении способны себя обслужить, и, стало быть, принимать самые простейшие решения; легкой формой - могут выполнять примитивную работу. А вот конституциональные глупцы и, тем более, люди с "конформной" акцентуацией характера живут среди нас, получают образование (у них, по мнению Ганнушкина, обычно хорошая память) и даже достигают, порой, значительных жизненных успехов. Но эти люди отличаются отсутствием способности са-мостоятельно мыслить, большой внушаемостью, ориентированностью на авторитеты и мнение большинства.

В случае тяжелых патологий отсутствие способности принимать решения связано со слабоумием, вызванным, обычно, генетическими особенностями (или крайне жестким воздействием). Однако психопатии и тем более акцентуации вполне могут быть не только эндогенными, но и благоприобретенными вследствие неправильного воспитания.

Трудно представить, что бы различные способности принимать решения распространялись бы только на крайние варианты. Приведенный выше ряд от идиотов до конформных акцентуатов можно продолжить и дальше на норму, т.е. все люди обладают разными способностями принимать решения, из чего следует, что этот признак непрерывный.

Определение биологического признака. Способность принимать решения является непрерывным (в большей или меньшей степени присущим в норме всем представителям вида) поведенческим фенотипическим признаком, слагаемым из генетически контролируемых особенностей личности: способности к решению задач, способности к механическому запоминанию, обучению, общению, большей или меньшей склонностью к доминированию и т.д. и приобретенных в процессе жизни суммы знаний и жизненного опыта. Из чего следует, что способность принимать решения является биологическим признаком, в значительной степени формируемым средой.

В рамках предложенной системной модели становится понятным фундаментальное значение выбранного для исследования признака. Способность принимать решения есть ни что иное, как фактор взаимодействия системы с окружающей средой. До тех пор пока этот фактор действует, система осуществляет активное взаимодействие со средой. Снижение интенсивности данного фактора приводит к уменьшению возможностей взаимодействия. Полная утрата способности принимать решения ведет к полному отказу от взаимодействия, в результате чего происходит разрушение системы и поглощение ее средой.

1.2.5. Влияние среды на динамику социальной активности

Если наследственность неблагоприятная, то любые педагогические усилия, направленные на развитие мыслительных способностей будут тщетны. Люди с такой наследственностью навсегда остаются в полудетском состоянии, вынуждены всю жизнь цепляться за юбку непререкаемых авторитетов и подчиняться раз и навсегда установленным правилам. Даже незначительные изменения жизненных обстоятельств, вынуждающие принимать самостоятельное решение, могут сыграть роковую роль в жизни таких индивидов. Как, например, история чеховского "Человека в футляре", для которого попытка самостоятельного выбора между альтернативами (жениться или не жениться) закончилась трагически. К этой же категории относятся индивиды, имевшие благоприятную генетическую предрасположенность к умственной деятельности, но не получившие должного развития, однако отрицательное воздействие среды при этом должно быть крайне жестким.

Несомненно, воздействие среды в раннем возрасте оказывает наиболь-шее влияние на процесс формирования личности, однако уже приобретенная способность принимать решения вполне может быть впоследствии по тем или иным причинам утрачена, от нее можно просто отвыкнуть, например, в результате многолетней привычки к жизни по строгим правилам, когда самостоятельные действия сильно ограничены. Этим объясняются большие трудности, возникающие при адаптации к гражданской жизни профессиональных военнослужащих или списанных на берег моряков, совершенно неспособных, порой, наладить даже простейший быт.

Есть и другие факторы среды, влияние которых иногда бывает столь велико, что на них следует остановиться более подробно. Психологи и врачи-психиатры, имевшие возможность (и несчастье) проводить наблюдения за поведением заключенных концентрационных лагерей, так сказать, изнутри, будучи сами заключенными, так описывают изменения психики, которые происходят с людьми во время адаптации к лагерной жизни. Острый дефицит элементарных жизненных благ, таких как еда и тепло, плюс крайне тяжелая работа и полнейшая неопределенность личного будущего приводят к значительному или даже полному регрессу личности. Люди теряют способность говорить и думать о чем-нибудь другом кроме еды и тепла [43,c.137-143].

З.Фрейд утверждал: "Попробуйте одновременно заставить голодать некоторое количество самых разных людей. По мере нарастания настоятельной пищевой потребности все индивидуальные различия будут стираться и их место займут однообразные проявления одного неутоленного влечения" [43, c.137-143]. Понятно, что в таких условиях ни о какой разумной дея-тельности не может быть и речи. Человек не может справиться с ситуацией, его "подхватывает" инстинкт самосохранения и ведет, уже не разбирая дороги. Следует заметить, что Фрейд был не совсем прав. По мнению Франкла, некоторым людям все же удавалось сохранить все свои человеческие качества и даже способность к самопожертвованию ради спасения других в самых нечеловеческих условиях, однако их было немного.

Мальтус правдиво обрисовал "идиллическую" жизнь на небольших южных островах, где ограниченность земли приводит к пищевому дефициту, что, в свою очередь, ведет к чудесам (на наш взгляд) жестокости. Родственные чувства притуплены, родители не заботятся о детях, дети о родителях, в особенно тяжелые времена съедают младенцев.

Из этих примеров можно сделать вывод, что даже цивилизованный, интеллектуально и духовно развитый человек, оказавшись в экстремальных условиях, имеет весьма высокие шансы регрессировать как личность до примитивного состояния, что делает понятным и вполне оправданным поведение островитян, описанное Мальтусом, которые изначально находятся в аналогичных условиях и понятия не имеют о том, как должен вести себя культурный человек.

Заметим, что точно так же ведут себя в похожих условиях и другие виды животных. Если, например, крысам позволить свободно размножаться на небольшой ограниченной территории, то при достаточно высокой плотности популяции мы будем наблюдать картину, сильно напоминающую островную жизнь: по мере уплотнения популяции будет возрастать напряженность взаимоотношений, самки будут проявлять все меньшую заботу о потомстве, а самцы все большую агрессивность, все кончится массовыми драками, в которых выживут, естественно, сильнейшие.

Биологический смысл этого явления вполне понятен: в экстремальной ситуации следует, отбросив все лишнее, отдать все силы борьбе за лич-ное выживание и, тем самым, получить шанс адаптироваться к новым условиям.

1.2.6. Эволюционные механизмы формирования личностной системы

Формирование личностной системы начинается с ближайшей к ядру оболочки (первоначально, конечно, в процессе оплодотворения формируется само ядро), что отражает наличие способности принимать простейшие, самые необходимые для выживания решения (более подробно формирование личностной системы в онтогенезе будет рассмотрено в п. 1.3.2.). В дальнейшем, чем разнообразнее условия среды (разнообразнее информация, поставляемая различными элементами среды, воздействующими на систему), тем выше необходимость осваивать приемы реагирования более высокого уровня и по большему объему информации, т.е. повышать способность принимать решения, что возможно, как показано в предыдущем параграфе, только при наличии соответствующей генетической предрасположенности.

Вероятно, этот порядок формирования личностной системы отражает направленность и последовательность эволюционного процесса формирования поведения вида Homo sapiens. Наиболее важные, универсальные для любых условий существования поведенческие реакции сформировались под действием отбора у очень далеких предков нашего вида. В дальнейшем те поведенческие реакции, которые давали преимущество в выживании на протяжении множества поколений, закреплялись генетически. В то же время, огромное разнообразие условий существования нашего вида, в которых один и тот же признак может иметь различную адаптивную ценность, приводило к тому, что он закреплялся только у части индивидов или кодировался не жестко, т.е. кодировался не сам признак, а предрасположенность к определенным действиям, причем чем менее универсален признак, тем больше его проявление зависело от внешних факторов, что создавало большие воз-можности для адаптации к различным условиям среды.

Индивидов, неспособных освоить тот или иной, необходимый в данных условиях способ реагирования (использовать ту ли иную оболочку), с большой степенью вероятности ожидала неудача в борьбе за существование. Но следует заметить, что освоение той или иной оболочки говорит только о том, что человек способен принимать решения данным способом (потенциально в норме все оболочки доступны любой личностной системе), но не говорит о том, насколько эффективно он это делает. Два человека, личностные системы которых используют все пять оболочек, имеют различную наследственную информацию, неодинаковый жизненный опыт и т.д., вследствие чего обладают различной способностью принимать решения.

Краткие выводы

Поведенческие реакции человека, как и другие признаки организма, являются частью его фенотипа (сумма всех признаков организма), формирование которого отражено формулой: Фенотип = генотип + среда. Эта формула была использована для построения модели личностной системы. Генотип и среда - два фактора, во взаимодействии которых формируется фенотип и, в частности, информационная система личности.

В рамках системного подхода получена информационная модель личностной системы, состоящая из ядра-генотипа, трех ближайших к ядру оболочек, использующих внутреннее управление (по внутренним - генетическим элементам и внешним - стационарным и нестационарным элементам среды) и двух, использующих внешнее управление (по нестационарным и стационарным элементам среды). Это отражает дифференциацию личностной системы на специализированные оболочки, выполняющие в системе различные функции. Принятие решения системой каждый раз может происходить только с использованием какой-либо одной оболочки, попытка использовать две и больше приводит к кризису управления. Такая дифференциация возникла в процессе эволюции как адаптивный механизм, способствующий выживанию индивида в различных условиях среды.

Способность системы принимать решения может рассматриваться как биологический признак, формирующийся на основе генотипа, но под сильным влиянием окружающей среды, воздействие которой на проявление признака продолжается на протяжении всей жизни индивида. Способность системы принимать решения является фактором взаимодействия информационной личностной системы со средой.

Так как все люди имеют различный генотип, а, кроме того, условия существования и развития каждой личности индивидуальны, то, следовательно, способность принимать решения у каждого человека также различна (выражена в большей или меньшей степени) и может изменяться в течение жизни в зависимости от жизненных обстоятельств (факторов среды).

Продолжение


Главная | Содержание | Предисловие | Введение
Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | А что же дальше? | Заключение
Обсуждение | Литература | Приложение | Summary| E-mail

Hosted by uCoz