Для того, чтобы рассмотреть механизмы социальных процессов, нам не понадобились ни таинственные космические лучи, ни загадочная "вторая природа", как ни пришлось отказываться от общепринятого научного метода, придумывая новые определения научной теории. Все исследование проводилось в рамках и по правилам естественнонаучного исследования, для чего использовались базовые принципы естественных наук. Исследования, проводимые этими науками (генетикой, физио-логией, биохимией и т.д.) ясно доказывают, что все базовые механизмы существования и развития едины для всего живого на Земле. Например, благодаря таким фундаментальным механизмам как репликация ДНК или Цикл Крепса строятся и размножаются как организмы простейших одноклеточных амеб, так и организмы очень сложно устроенных животных и растений, в том числе и организм человека. На основании проведенного исследования становится очевидным, что фундаментальные механизмы эволюции человеческой цивилизации также едины с механизмами развития всей биосферы Земли. В результате такого подхода наблюдаемые в обществе социальные из-менения предстают как естественный процесс, неотделимый от эволюции органической жизни на нашей планете. Полученная теоретически при помощи системного подхода информационная личностная система, содержащая пять уровней принятия решений (оболочек), вероятно, также может отражать не только личностную систему человека, но и об-щую информационную систему, которая применима и к другим видам животных. Информационная система других животных, вероятно, содержит только одну или две ближайшие к ядру оболочки. У наиболее развитых видов можно предположить эпизодическое использование третьей оболочки. Конечно, информационная личностная система человека устроена гораздо более сложно, но механизмы, регулирующие эти процессы едины. Впрочем, есть все основания предполагать, что на ранних стадиях развития человечества такие различия не были столь существенными. И только в процессе длительной борьбы за су-ществование личностная система человека сформировала все пять уровней принятия решений. Согласно полученной модели социальные изменения не заложены с неотвратимой неизбежностью в природе человека, т.е. человеческое общество не располагает внутренним механизмом, неизменно ведущим к прогрессивным изменениям, как это представляли, например О.Конт или К.Маркс. В человеческой природе заложены только потенциальные возможности таких изменений, для реализации которых необходим "толчок" извне - наличие таких внешних условий, при которых социальные изменения являются необходимым фактором выживания общества. Это подтверждается тем фактом, что далеко не все общественные образования испытывают потребность в социальных изменениях. Изменения среды так же сами по себе не ведут с неизбежностью к прогрессивным социальным изменениям, т.к. могут быть нейтрализованы социальной системой или оказаться настолько сильными для данного общественного образования, что приведут к деградации или даже разрушению системы. Социальные изменения могут произойти только в том случае, если внешние изменения настолько существенны, что система не способна их нейтрализовать, но при этом располагает внутренними потенциальными возможностями, позволяющими перестроить свою структуру в соответствии с возникшими изменениями. (Напомним, что внешние изменения это не только факторы дикой природы, но и изменения внесенные в среду самим же человеком). Этот процесс связан с дифференциацией объединения. Изменения внешних условий могут привести не только к прогрессивным, но и регрессивным изменениям, в том случае, если в обществе нет достаточных потенциальных возможностей для перестройки своей структуры адекватно внешним изменениям. (В крайнем случае происходит разрушение системы). Все эти процессы протекают благодаря естественным механизмам, известным в современной теории эволюции как различные варианты отбора. Использование принципов теории эволюции позволило не только определить под влиянием каких факторов включается в работу тот или иной тип отбора, но и к каким социальным последствиям это приведет, если направленность развития событий не изменится. Именно эти естественные механизмы и сформировали разнообразные структуры социальных систем, которые имеются в современном обществе. Но следует особо отметить, что ни национальные, ни расовые, ни религиозные, ни какие бы то ни были другие отличия людей не имеют существенного значения в формировании той или иной структуры социальной системы. Все представленные в данной модели структуры социальных систем не являются обязательными фазами развития любого общества. Повторение этих структур в социальном развитии разных обществ связано с тем, что человек принадлежит к одному виду животных и обладает одинаковыми адаптивными механизмами, вследствие чего аналогичные условия среды запускают одни и те же эволюционные механизмы и приводят к очень похожим результатам (одинаковым факторам среды призваны противостоять одинаковые общественные структуры). Но поскольку среда на разных географических участках неоднородна, а каждый социум обладает собственным историческим опытом (различной информацией из прошлого), это ведет к некоторым большим или меньшим различиям. Например, почти каждое общество рано или поздно переживает земельный дефицит, вследствие чего трудно обнаружить современное развитое общество, которое не имело бы в прошлом структуру, соответствующую Феодальной системе. Однако далеко не каждому обществу удавалось гармонизировать свои взаимоотношения со средой и между собой настолько, что бы достичь устойчивого стационарного состояния т.д.. Тем не менее, некоторая закономерность в смене одной структуры другой все же есть. Рыночные отношения, несмотря на весьма древнее происхождение и наличие в той или иной форме в любом обществе, начинают бурно развиваться в обществах, переживших этап земельного передела. Это легко объяснимо в рамках представленной модели. Именно земельный передел ставит общество в очень жесткие условия, в которых альтернативой гибели общества является, наряду с мобилизацией (и накоплением) информации "из прошлого", перегруппировка системы и широкое освоение и использование канала второго рода "из настоящего", что является мощным стимулом и основой рыночных отношений. И все же данная модель не может дать однозначного ответа на вопрос: формировалась ли способность принимать решения с использованием внешнего управления у человека исключительно под давлением эволюционных механизмов или все же имелась в наличии у первых представителей Homo sapiens вместе с другими видовыми признаками, но не проявлялась в силу отсутствия соответствующих условий среды. Приведенная модель показывает, что такая способность могла сформироваться, причем объясняет как это могло произойти, но не исключает полностью возможности того, что она была заложена изначально и в дальнейшем, благодаря эволюционным механизмам, только "включались" те или иные способы реагирования. Поэтому такие фантастические варианты, как происхождение современного человека от потомков инопланетян, посетивших когда-то Землю, или одичавших представителей древнейшей цивилизации, погубившей себя в ядерной войне или исчезнувшей в силу природных катаклизмов, полностью не исключаются представленной моделью. Но и эти цивилизации (если они действительно были) в свое время как-то сформировались и не исключено, что в соответствии с приведенной моделью, поскольку законы Природы везде едины как на Земле, так и во всей Вселенной. И все же проведенное исследование в большей степени "склоняет чашу весов" в пользу того, что после завершения формирования Homo sapiens, органическая эволюция вида замедлилась, но зато стала набирать силу эволюция поведенческих признаков, и, в частности, происходило развитие и формирование личностных и социальных систем под действием различных вариантов естественного отбора, что явилось фундаментом и движущими силами эволюции человеческой цивилизации. |
Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | А что же дальше? | Заключение Обсуждение | Литература | Приложение | Summary| E-mail |