Глава I. Формирование социального поведения личности1.3. Психологические и социологические закономерности в рамках системной модели1.3.1. Структура личности, модель личностной системы и типология действияПоскольку информационная личностная система является схемой, моделью личности, полученной в рамках системного подхода, то совмещение ее со структурой личности, разработанной психологами не только оправдано, но и должно подтвердить (или опровергнуть) правильность построенной модели. Как бы не различались теории структуры личности, все они отмечают три основных структурных компонента личности: ² примитивные инстинктивные аспекты личности, формирующие структуру бессознательного, которое является в значительной степени врожденным; ² сознательную структуру, действующую на основе реальности и использующую свои мыслительные возможности; ² культурную структуру, содержащую нормы и ценности, принятые в данной обществе. Бессознательная структура личности соответствует ближайшей к ядру 1-й оболочке (в информационной системной модели), сознательная структура, действующая на основе реальности - срединной части личностной системы, а культурная структура - культурной оболочке личностной системы. Психологи отмечают большое влияние на личность бессознательного компонента, который, по их наблюдениям, содержит не только генетически закодированные инстинкты, но и некоторые приобретенные в процессе жизни элементы - сильные впечатления, психические травмы "...эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного" [30, с.111]. Поэтому следует уточнить, что внутреннее управление основано не только на генетической информации, но и частично на элементах среды, которые настолько сильны по своему воздействию на всю личностную систему, что способны проникать (вытесняться) в глубинные структуры и сохраняться там, воздействуя на личностную систему наряду с генетической информацией, формируя комплекс бессознательного, но не имея обратного выхода на уровень сознания. Можно сказать, что в этом случае на систему воздействуют такие нестационарные элементы среды, на которые личностная система не смогла найти ни адекватного решения, ни проигнорировать их. В результате, эти элементы прошли "насквозь" все оболочки, не получая ответа, вплоть до ближайшей к ядру. Дальше "идти некуда", и эта информация там сохраняется как нерешенная проблема. Однако выйти на уровень сознания она не может, т.к. в этом случае придется ее решать, что угрожает сознанию. В то же время и проигнорировать эти элементы система не может, поэтому они сохраняются и оказывают влияние на всю систему наряду с генетической информацией. Довольно трудно определить место в информационной модели личностной системы коллективному бессознательному Юнга. По его мнению, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума" [30, с.200]. "В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого"[30, с.200]. В соответствии с информационной моделью культурные образцы и традиции не имеют генетического закрепления, а согласно современным представлениям генетики поведения многие поведенческие реакции такое закрепление имеют. Поэтому, что касается чувств, на основе которых могут проявляться те или иные архаичные поведенческие реакции, они несомненно могут иметь генетическую природу, но, что касается мыслей, то это вряд ли может определяться генотипом как и духовное наследие. Если сравнить коллективное бессознательное с основными оболочками информационной модели, то духовное наследие принадлежит культурной оболочке, мысли - срединной, а чувства - ближайшей к ядру. Но если чувства, мысли и духовное наследие совпали, так сказать, в едином порыве по своей направленности, то феноменологически это может выглядеть как единство. Однако принимать конкретное решение личностная система будет, руководствуясь или чувствами, или мыслями, или на основании духовного наследия, т.е. используя только одну из оболочек. В связи с вышесказанным, интересно привести представления Аристотеля о структуре души, которая, по его мнению (как уже упоминалось ранее во Введении), делится на неразумную (питающую и ощущающую) и разумную, кроме того, приобретенные свойства души - добродетели делятся на этические и дианоэтические. "Дианоэтическая добродетель возникает и развивается по преимуществу через обучение, почему и нуждается в опыте и во времени; этическая же слагается через привычки..." [24, с.219]. Аристотель, конечно, ничего не знал о теории систем и каналах получения информации, тем не менее напрашивается аналогия с оболочками личностной системы. Сравним структуру личности по Берну с оболочками модели личностной системы: ² Естественный Ребенок соответствует 1-й оболочке, ² Приспособившийся Ребенок - 2-й оболочке, ² Маленький Профессор - 3-й оболочке, ² Взрослый - 4-й оболочке, ² Родитель - 5-й оболочке. Если сравнить структуру личности Эрика Берна с типами социального поведения Макса Вебера [27], то нетрудно заметить, что несмотря на то, что они не во всем совпадают, между ними очень много общего. Целерациональный тип у Вебера совпадает с поведением из состояния Я Взрослого, ценностно-рациональный тип аналогичен поведению из состояния Я Родителя, традиционный и аффективный типы свойственны поведению из состояния Я Ребенка, причем традиционный тип соответствует Приспособившемуся Ребенку, а аффективный больше свойственен Естественному. Однако тип, соответствующий Маленькому Профессору, как уже говорилось, отсутствует. Если Макс Вебер отрицал реальность существования своих типов социального действия, выведенных им чисто теоретически и только для социального пове-дения, то Эрик Берн не только утверждал реальность состояний Я (имеющих место как в случае социального, так и любого другого поведения), но и получил их на основе эмпирического опыта как феноменологические реальности, которые он (Берн) наблюдал в процессе работы с многочисленными пациентами, что не оставляло никаких сомнений в реальности их существования. Кроме того, Вебер допускал возможность "смешанного" действия с одновременным использованием различных типов действия, а Берн категорически отрицал возможность одновременного действия из различ-ных состояний Я, при этом любые, даже частичные совмещения ("заражение" одного состояния от другого или "слабые границы" состояний) рассматривались как патологии, а люди с такими нарушениями нуждались, по мнению Берна, в психологической помощи. Таблица 1. Представления ученых о структуре личности |
N Оболочки личностной системы (элементы среды, по которым принимается решение/ тип управления) | Структура души по Аристотелю | Структура личности по Фрейду | Структура личности по Юнгу | Типы социального действия по Веберу | Структура личности по Берну |
1-я (-/внутреннее) |
Неразумная часть души (питающая, ощущающая | Ид | Личное бессознательное, Коллективное бессознательное (чувства) | Аффективное действие | Естественный Ребенок |
2-я (стационарные/ внутреннее) |
Этическая добродетель (привычки) | Традиционное действие | Приспособившийся Ребенок | ||
3-я (нестационарные/ внутреннее) | Маленький Профессор | ||||
4-я (нестационарные/ внешнее) | Дианоэтическая добродетель (обучение) | Эго | Коллективное бессознательное (мысли) | Целерациональное действие | Взрослый |
5-я (стационарные/ внешнее) |
Этическая добродетель (обычаи) | Суперэго | Коллективное бессознательное (традиции) | Ценностно-рациональное действие | Родитель |
|
|
Рис. 7. Личностные системы, использующие по отношению к обществу различные оболочки. Макс Вебер не предлагал никакого объяснения происхождению различных типов социального действия или механизмов их формирования, что неудивительно, т.к., по мнению Вебера, типы социального действия - это только "мыслительная конструкция". Берн же обозначал последовательность формирования различных состояний. Оболочки личностной системы можно считать элементами информационной личностной системы, которые возникают не сами по себе, а формируются под действием окружающей среды как адаптивные структуры, позволяющие личности приспособиться к тем или иным элементам среды. |
1.3.2. Формирование личностной системы и структуры личности в онтогенезеПоскольку обнаружилось значительное соответствие между различными сос-тояниями Я, обозначенными Берном, и оболочками модели личностной системы, в дальнейшем я буду использовать терминологию Э.Берна, как более образную, чем сухие цифры, присваивая этим оболочкам названия соответствующих состояний Я. Но особо отмечу, что за все дальнейшие построения и рассуждения Э. Берн никакой ответственности не несет , (равно как и М.Вебер, терминология которого также иногда будет использована), кроме случаев, когда это оговаривается. Согласно теории Берна первым в процессе онтогенеза появляется Я Ребенка, потом Я Родителя и последним Я Взрослого. Ребенок, как уже говорилось выше, также имеет тройственную структуру: Естественный Ре-бенок, Приспособившийся Ребенок, Маленький Профессор. Э.Берн описывал поведенческие особенности всех сторон личности (состояний Я) и их влияние на психологию индивида в целом. Проследим формирование личностной системы и структуры личности в онтогенезе в соответствие с информационной моделью. Новорожденный младенец не имеет сформированной личностной системы. Отличить поведение одного новорожденного от другого можно, только имея достаточно богатое воображение. Младенец располагает только генетической программой, которая ожидает своей реализации. Однако у него уже существуют самые простые, но чрезвычайно важные генетически закодированные поведенческие реакции, такие как пищевой рефлекс, т.е. система новорожденного состоит из ядра и имеет только 1-ю, ближайшую к ядру оболочку, соответствующую состоянию Я Естественного Ребенка, из которого возможно аффективное действие (по Веберу). Очевидно, что генотип несет в себе фундаментальную информацию о состоянии среды, в которой обитали все предыдущие поколения, т.е. информацию "из прошлого", настолько важную для выживания, что потребовалось безусловное ее закрепление. Но кроме универсальной информации, имеющейся у всех индивидов, генотип также определяет индивидуальные особенности организма, которые менее обязательны, чем, например, пищевой рефлекс или инстинкт самосохранения, но очень важны для формирования личности и ее адаптации к условиям среды. Очень скоро у ребенка начинают появляться индивидуальные особенности, касающиеся самых простых физиологических проявле-ний: "хорошо спит - плохо спит, хорошо ест - плохо ест, более подвижен - менее подвижен" и т.д.. Т.е. начинает реализовываться личная генетическая программа, причем повлиять на этот процесс может только очень жесткое воздействие. Таким образом, новорожденный младенец обладает единственным состоянием Я Естественного Ребенка - 1-й оболочкой (в случае использования которой возможно аффективное действие). В дальнейшем он начинает усваивать некоторые правила, продиктованные средой, т.е. адаптируется к окружающей обстановке, например, приучается есть по расписанию, но только в том случае, если условия среды стационарны. Так ребенок никогда не научится есть в определенное время, если один день его кормить по расписанию, а неделю как попало. Этот процесс соответствует формированию состояния Приспособившегося Ребенка - 2-й оболочки (традиционное действие) Можно утверждать, что на этом этапе начинает появляться пока еще очень небольшая приспособительная оболочка, призванная адаптировать ребенка к требованиям конкретной среды, что проявляется в поведении из состояния Я Приспособившегося Ребенка. Причем в норме, если среда предоставляет одинаковые условия, то каждый ребенок осваивает одни и те же навыки (других просто нет), но один ребенок обучается этому быстрее, другой, возможно, с некоторой задержкой, что зависит от генетически заложенных способностей к адаптации. Если самые простые адаптивные навыки накапливает и использует Приспособившийся Ребенок, то более сложные культурные традиции осваивает Родитель (5-я оболочка - ценностно-рациональное действие). Внутренний Родитель - это закрепленные в поведении культурные установки, ценности, правила, обращенные как на себя, так и на окружающих членов общества. Т.е. внутренний Родитель - это культурная оболочка системы, использующая информацию "из прошлого" при внешнем управлении и игнорирующая нестационарность некоторых элементов среды, если таковые имеются. Таким образом, в процессе формирования личностной системы и ее адаптации к условиям среды, наблюдаются два процесса: ² реализация индивидуальной генетической программы, независимой от особенностей окружающей среды, а только от наличия или отсутствия возможностей для ее реализации; ² формирование адаптивных реакций соответственно требованиям окружающей среды, независимо от индивидуальных особенностей генетической программы человека, а только от наличия или отсутствия генетических возможностей для ее формирования. Эти два процесса, и есть действие двух системообразующих факто-ров: генетической информации и среды, которые, взаимодействуя между собой, формируют весь фенотип организма (фенотип = генотип + среда) и личностную систему, в частности. Они протекают одновременно, но никогда не могут достигнуть идеального состояния. Невозможно себе представить настолько идеальную среду, которая позволила бы реализовать полностью всю генетическую программу индивида, также как невозможно иметь идеальную степень адаптации к окружающей среде. Родитель и Приспособившийся Ребенок отличаются тем, что Ребенок использует генетическую информацию, т.е. действует согласно своим внутренним возможностям к адаптации, в то время как Родитель применяет накопленную за свою жизнь информацию (жизненную мудрость). Приспособившийся Ребенок действует соответствующим образом потому, что смирился с обстоятельствами, ибо так удобнее поддерживать гармонию с окружающим миром: "что толку орать, если все равно накормят не раньше чем через час". Причем он относительно легко может приспособиться к изменившемся обстоятельствам. Приспособившегося Ребенка следует считать переходным к состоянию Я Родителя, он уже накапливает внешнюю информацию о стационарном состоянии среды, но использует при этом только внутренний тип управления. Родитель же действует по убеждениям, сформировавшимся под влиянием внешней среды, что именно так и следует действовать ему самому и всем окружающим, для чего используется внешний тип управления. При этом генетическая информация остается невостребованной. И даже самые фундаментальные поведенческие генетически закодированные реакции (внутренний тип управления) могут быть заблокированы внешним управлением. (Например, закрепленная в дворянской культуре традиция стреляться в случае отсутствия возможности выплатить карточный долг полностью блокировала инстинкт самосохранения). Как состояние Я Родителя, так и Я Ребенка включает в себя получение информации "из прошлого", поэтому для ответа на поступившую по каналу первого рода одну и ту же информацию возможно использование двух разных типов управления (что зачастую приводит личность к внутренним конфликтам), т.е. могут быть предложены разные, порой, противоположные поведенческие модели. Проще говоря, это конфликт между "хочу" и "надо". Например: "Куплю пирожное!"- формулирует свои намерения внутренний Ребенок: "Нет, это вредно для здоровья!"- предупреждает внутренний Взрос-лый. "За такую оплату труда набью морду шефу!"- сообщает Ребенок. "В результате лишишься и такой оплаты, а, возможно, и свободы!"- констатирует Родитель и т.д. и т.п. Конфликтность взаимоотношений Родителя и Ребенка, отмеченная Берном, получила подтверждение в информационной модели, которая позволила объяснить причины противоречий различным информационным обеспечением этих состояний. Впрочем, следует подчеркнуть, что некоторая доля конфликтности присутствует между любыми оболочками системы (см. п.1.2.3). Однако наибольшее, если можно так выразиться, взаимонепонимание меж-ду Естественным Ребенком и Родителем связано с тем, что соответствующие им оболочки наиболее удалены друг от друга, т.е. используют максимально различную информацию. Для разрешения таких конфликтов, по мнению Берна, необходим арбитр, роль которого отводится состоянию Я Взрослого. Информационная модель личностной системы подтверждает эту роль тем, что с помощью соответствующей этому состоянию 4-й оболочки можно объективно оценивать состояние среды и принимать решение о том, каким типом управления следует воспользоваться. Кроме того, в случае наличия нестационарных элементов среды, необходимо учитывать и их состояние, что происходит в случае использования 4-й или 3-й оболочек личностной системы. В случае повышения (или изначально высокого) динамизма среды, т.е. если часть элементов среды перестает быть стационарными, возможны следующие варианты поведения системы: ² игнорирование нестационарности элементов среды; ² принятие решения о приведении элементов среды в стационарное состояние; ² получение о них информации, на основе которой и принимаются решения. В последнем случае возникает необходимость в использовании канала второго рода, причем появляется потребность не только в получении оперативной информации, но и в ее обработке, а также реакции личностной системы на полученную информацию, т.е. появляется потребность в адекватном механизме реагирования. Но для принятия решений по нестационарным элементам необходимо располагать максимальным количеством информации. Эти задачи способно решить состояние Я Взрослого (4-я оболочка - целерациональное действие), представляющее собой взаимодействие системы с окружающей средой в случае использования канала второго рода - оперативной информации "из настоящего" - при внешнем управлении. И также как прототипом Родительского поведения является Приспособившийся Ребенок, так и для Взрослого состояния существует переходная форма. Маленький Профессор (3-я оболочка - целеаффективное действие) - это зарождающийся, по мнению Берна, в Ребенке Взрослый. Он пытается действовать на основе оперативной информации второго рода "из настоящего", принимая самостоятельные решения, но при этом используя (как и любое другое состояние Ребенка) только внутренний тип управления. В процессе развития личностной системы (в онтогенезе) происходит постепенное освоение приемов использования информации как "из прошлого" по каналу первого рода, так и из "настоящего" по каналу второго рода. Причем "прошлое" может быть генетическим, культурным и оперативным. ² Генетическое - содержит информацию, накопленную всеми предшествовавшими индивиду организмами. С этим багажом информации человек рождается, для ее реализации используется внутренний тип управления. ² Культурное - содержит наработанный поведенческий опыт поколений, проживавших в данных конкретных условиях среды и не закрепленный генетически. Это "прошлое" можно разделить на безоценочную информацию о стандартных поведенческих клише, для реализации которой достаточно внутреннего управления (автоматические действия, табу, традиции), и информацию о культурных ценностях, для чего необходимо внешнее управление. Поскольку информация из культурного прошлого не имеет генетического закрепления, необходим механизм, передающий эту информацию от поколения к поколению. Это осуществляется посредством воспитания (с помощью которого передается необходимый набор информации о культурных ценностях или традициях), происходящего, в основном, только в детском возрасте. ² Оперативное - содержит информацию о стационарных элементах данной конкретной среды, которые не имеют ни генетического, ни культурного закрепления. Эти элементы или появились на протяжении жизни одного поколения, или необходимость их учитывать возникла на протяжении жизни одного поколения (жизни группы индивидов или отдельной личности). Но принимать решения о занесении вновь возникших стационарных элементов "в прошлое" возможно только в случае наличия способности получать и обрабатывать информацию о нестационарных элементах. Так как только в этом случае возможно оценить степень стационарности отдельных элементов, отделить более стационарные от менее стационарных и принять решение о целесообразности закрепления этой информации "в прошлое". Для чего необходимо действие из состояния Я Взрос-лого, которое формируется посредством обучения - постоянного накопления новой информации о нестационарных элементах среды, происходящего на протяжении всей жизни индивида. Можно сказать, что человек рождается с личной базой данных о самых важных правилах существования, которые позволили выжить всем предшествующим организмам. Эта информация "из прошлого" закреплена в ядре-генотипе. Формирование 2-й и 5-й оболочек - это создание личной базы данных системы о стационарных элементах конкретной окружающей среды, в которой суждено жить индивиду. Но во 2-й оболочке закрепляются автоматические привычные действия, а так же традиции и предубеждения, не предполагающие разумное осмысление происходящего (внутреннее управление). Тогда как 5-я оболочка содержит культурные ценности и ее применение всегда связано с оценкой ситуации на основе культурных норм (внешнее управление). Формирование 4-й оболочки - это дальнейшее формирование личной базы данных системы, но уже по изменяемым или новым, т.е. нестационарным элементам среды, что позволяет принимать решения по вновь возникающим изменениям, привлекая уже имеющиеся данные о происходивших ранее изменениях (рис. 3). 1-я и 3-я оболочки личностной системы не формируют своих баз данных, а используют уже имеющуюся в ядре-генотипе информацию, т.к. 1-я оболочка не учитывает условия среды, вследствие чего не имеет возможности получить информацию для закрепления, а 3-я необходима для принятия решений по вновь возникшим нестационарным элементам, по которым система не имеет информации (если такая информация есть, то решение принимается при помощи другой оболочки). Но в том случае, если эту информацию необходимо запомнить, она поступает в 4-ю оболочку, которая и формирует базу данных по нестационарным элементам (в оперативное прошлое). У ребенка необходимость использования внутреннего управления возникает из-за недостатка знаний и опыта, т.е. информации из ка-нала первого рода о стационарном состоянии элементов окружающей его среды. Он не обладает необходимым количеством информации для использования внешнего управления, что не позволяет ему с достаточной точностью прогнозировать результат, который зачастую оказывается весьма далек от первоначальных намерений. Взрослый человек, действуя из состояния Я Маленького Профессора, может или не располагать достаточными знаниями, или их попросту игнорировать, сознательно или бессознательно, используя только внутренний тип управления, т.е. руководствуясь только своими внутренними ощущениями. По мнению Берна именно Маленький Профессор несет мощное творческое начало. Это можно объяснить тем, что именно игнорирование традиционных взглядов и подходов при использовании объективных данных окружающей среды, внутренних ощущений и интуиции позволяет зачастую сформулировать новые нетрадиционные идеи. Если бы, например, Дарвин руководствовался существующими в его время представлениями о биосфере Земли, человечество бы не скоро узнало о происхождении видов путем естественного отбора. Состояние Я Взрослого, по мнению Берна, формируется последним и занимает срединное между Ребенком и Родителем положение в структуре личности (4-ю оболочку в личностной системе). Таким образом, в процессе формирования личностной системы и на основании ее взаимоотношений со средой происходит постепенное освоение приемов использования каналов первого ("из прошлого") и второго рода ("из настоящего"). Генетическая информация представляет собой информацию первого рода о стабильных элементах среды, в которых проживали все предшествующие организму биологические системы. Эта информация формирует ближайшую к ядру оболочку в личностной систе-ме (Естественный Ребенок). При этом используется внутреннее управление (эндогенное). Далее, по мере возрастания внешнего (экзогенного) управления, т.е. реакции на воздействия среды, в которой существует организм, система вырабатывает решения по ее стационарным элементам. Причем первоначально продолжает преобладать эндогенное управление (Приспособившийся Ребенок). В дальнейшем все большее значение приобретает экзогенное управление (Родитель). Попытки адаптации к нестационарным элементам среды начинаются очень рано (Маленький Профессор, который использует канал второго рода, но при внутреннем управлении) и становятся все более эффективными по мере накопления и использования информации по каналу первого рода, что необходимо для внешнего управления, и освоения канала второго рода (Взрослый). В процессе онтогенеза все перечисленные оболочки информационной личностной системы, как и Я личности, не переходят друг в друга и не исчезают, а сохраняются во взрослом состоянии человека. Гармонично развитая личность способна выбирать какую оболочку использовать (из како-го состояния следует действовать) в конкретной обстановке. Кроме того, в обычных условиях любая реакция организма, как целостной системы, на внутренние потребности и на внешние воздействия проходит, если можно так выразиться, инспекцию вышестоящих (более удаленных от центра) оболочек личности, облекая реакцию в соответствующую форму или совсем запрещая ее проявление. Например, чувство голода вызывает генетически закодированную пищевую реакцию, которая требует немедленно съесть ближайший пищевой объект (состояние Я Естественного Ребенка). Вероятно, именно так и поступали наши далекие предки, но современный цивилизованный че-ловек сначала определит, что именно он хочет съесть, потом сообразит где и когда это можно достать с точки зрения Приспособившегося Ребенка, его внутренний Взрослый подскажет, во что ему это обойдется, а внутренний Родитель заставит осуществить это желание в социально приемлемой форме или вообще отказаться от своего намерения. По мнению Э.Берна, если различные состояния Я между собой не договорятся, то заключительное слово будет за тем состоянием, которое в данный момент обладает исполнительной властью. З. Фрейд и Э.Берн были практикующими врачами-психиатрами и свои теории разрабатывали не как теоретические абстрактные концепции, а получали их в процессе наблюдения и изучения психологических особенностей личностей в своей практической работе. Изучение структуры личности имело цель, в первую очередь, оказание психологической и психиатрической помощи людям. Поэтому их работы построены на эмпирическом материале, в них приводится множество примеров из врачебной практики, на которых, собственно, и строится вся теория структуры личности. Поскольку полученная в п. 1.2.3. структура информационной личностной системы и структура личности, разработанная виднейшими психологами, не имеют принципиальных противоречий, более того, структура личности Э.Берна и структура информационной личностной системы полностью соответствуют друг другу, можно сказать, что они не только не имеют противоречий, но также подтверждают и дополняют друг друга. Информационная модель личностной системы дополняет структуру личности тем, что позволяет проследить формирование личностной системы в процессе эволюции, а так же раскрывает механизмы информационного обеспечения структуры личности. Структура личности, в свою очередь, дает информационной модели личностной системы психологическое наполнение. А ввиду того, что теории личности обладают огромным эмпирическим материалом, есть все основания утверждать, что полученная модель личностной системы имеет эмпирическое подтверждение в работах психологов. Краткие выводыИнформационная личностная система соответствует, в целом, представлениям исследователей о структуре личности человека. Наибольшее соответствие обнаружено с типологией социального действия М. Вебера (четырем типа действия соответствуют четыре оболочки информационной личностной системы) и полное соответствие со структурой личности, предложенной Берном, - все пять оболочек соответствуют пяти состояниям Я: ² Естественный Ребенок соответствует 1-й оболочке, ² Приспособившийся Ребенок - 2-й оболочке, ² Маленький Профессор - 3-й оболочке, ² Взрослый - 4-й оболочке, ² Родитель - 5-й оболочке. Для ответа (принятия решения) на какое-либо воздействие личностная система сначала выбирает оболочку, т.е. канал получения информации и тип управления, в результате чего погружается в соответствующее состояние Я, которое обеспечивает необходимый тип действия. Глубинные принципиальные различия состояний Я стали понятны в рамках системного подхода, с помощью которого было установлено, что каждое из этих состояний использует различные каналы получения информации и разные типы управления системой. В онтогенезе, по мере адаптации личностной системы к условиям среды, происходит постепенное формирование оболочек личностной системы, и следовательно, соответствующих состояний Я. При этом наблюдается два процесса: ² реализация индивидуальной генетической программы, ² формирование адаптивных реакций соответственно особенностям окружающей среды. Эти два процесса, и есть действие двух системообразующих факто-ров: генетической информации и среды, которые, взаимодействуя между собой, формируют информационную систему личности. Причем в начальный период онтогенеза преобладает генетическая информация, поступающая по каналу первого рода "из прошлого", накопленная всеми предшествующими организмами. В дальнейшем все большее влияние начинают оказывать факторы среды, по которым нет генетического закрепления. Из культурного "прошлого" черпается опыт поколе-ний, передающийся от предыдущих систем (предков) посредством воспитания (в детском возрасте), а из оперативного "прошлого" поступает информация о текущем состоянии среды - эту информацию система накапливает сама посредством обучения (что возможно на протяжении всей жизни).Формирование различных оболочек личностной системы, (состояний Я) отражает образование специализированных структур, способных принимать решения по четко обозначенному для каждой структуры (оболочки) кругу воздействий (внешних или внутренних). В противном случае (без такого разделения), как это было показано в п. 1.2.3., принять решение просто невозможно.
|