Глава I. Формирование социального поведения личности

1.1. Психологические основы социального поведения

1.1.1. Структура личности в представлении психологов

Согласно представлениям современной психологии, личность каждого человека имеет сложную тройственную структуру; ид, эго, суперэго - по Фрейду; личное бессознательное, эго, коллективное бессознательное - по Юнгу; Ребенок, Взрослый, Родитель - по Берну.

Психодинамичная теория личности З.Фрейда оказала огромное влияние не только на последующее развитие психологии, но и на западную цивилизацию XX века. "Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие" [30, с.106].

Согласно Фрейду, ид "... означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности", "... эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире". Суперэго представляет "...интернализированную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго. Скорее дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими "формирующими" фигурами" [30, с.112, 114,115].

Структура личности по Юнгу напоминает таковую по Фрейду, однако имеются и многочисленные отличия, особенно это касается концепции коллективного бессознательного, которая и была "...основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом" [30, с.200].

Эрик Берн - знаменитый американский психиатр - являлся горячим сторонником теории личности Фрейда, на основные положения которой он опирался в своем структурном анализе. Его "... Родитель, Взрослый и Ребенок - это не тоже самое, что Сверх-Я, Я, Эго или концептуальные построения Юнга, а феноменологические реальности" [31, с.16].

Человеку, привыкшему к профессиональному жаргону, может показаться несерьезным использование Берном в его трансакционном анализе таких терминов как Взрослый, Родитель, Ребенок. Но это связано не с тем, что Берн не владел профессиональной терминологией (в чем легко убедиться, прочитав его книги, рассчитанные в большей степени на профессиональную аудиторию), а с тем, что он был практикующим врачом-психиатром, и сложность терминологии затрудняла бы общение с пациентами, которые имели самый различный образовательный уровень. Поэтому его метод трансакционного анализа "...предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов использованию психологических научных терминов или профессиональному жаргону"[32, с.24]. Кажущаяся "легкость" изложения весьма обманчива, на самом деле работы Э.Берна - это грандиозный труд по психологии поведения, выполненный на основе богатого практического опыта, его трансакционный анализ, некоторые основные положения которого будут использованы в данной работе, являются только небольшой частью этого труда.

1.1.2. Структура личности по Берну

Поскольку в рамках данной работы нас интересует формирование социального поведения, которое определяет социальный порядок и его динамику, то нам, для дальнейшего сравнения, больше подходит не теория личности как таковая, а феноменологические реальности Э.Берна, которые дают образное представление о структуре и поведении личности.

Ключевым понятием в трансакционном анализе является представление о различных состояниях Я, которые наблюдаются в поведении каждого человека.

"Термин "состояние Я" обозначает различные состояния сознания и образцы поведения, которые этому состоянию соответствуют, как они видятся в непосредственном наблюдении" [31, с.19]. Приведенная ниже цитата показывает, как практически Э.Берн подошел к выводу о существовании в структуре личности Я Ребенка: " ...на основании собранного клинического материала можно сформулировать следующую гипотезу: в личности взрослого сохраняются остатки, следы Я ребенка, которые при некоторых обстоятельствах оживают. ... это явление наблюдалось неоднократно в связи с гипнозом, психозом, лекарственной или прямой электрической стимуляцией коры. Внимательные и длительные наблюдения позволили продвинуть гипотезу дальше и предположить, что эти следы могут спонтанно проявляться и у человека во вполне нормальном состоянии" [31, с.20]. Остальные состояния Я были также получены Берном на основании эмпирического наблюдения, в результате чего была сформулирована трансакционная теория, согласно которой "...структура личности включает три органа: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику. Феноменологически и операционно они проявляются в виде трех типов состояния Я, которыми являются Родитель, Взрослый и Ребенок" [31, с.25].

"Состояние Я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь, от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка.

Состояние Я Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

Состояние Я Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как "старое" (архаичное) поведение детства" [32, c.34]. Это состояние содержит черты, свойственные ребенку: импульсивность, обаяние, доверчивость, эгоизм, агрессивность, боязливость, подлость, веру в волшебство, упрямство, бесконтрольность, снисходительность к себе, отсутствие внутреннего цензора, страсть к наслаждениям, неспособность принять ответственность за свою жизнь и т.д.


 

Структура состояний Я                     Упрощенная диаграмма

Рис. 2. Структура личности (по Берну) [32, c.30]

Личность человека представляется чем-то вроде трехликого Януса, каждый раз поворачиваясь к действительности одним из своих трех лиц, причем в случае диалога с другим человеком одно из трех лиц первого обращается конкретно к одному из трех лиц второго человека.

Если ответ получен именно от того "лица", кому адресовано обращение, то продолжается гармоничный диалог, но если ответит не то "лицо", возникнет напряженность (пересекающиеся трансакции) [32].

Кроме того, состояние Я Ребенка имеет также тройственную структуру: Естественный Ребенок, Приспособившийся Ребенок, Маленький Профессор.

Естественный Ребенок - это состояние Я Ребенка, не изломанное воспитанием и не обремененное умственными упражнениями, а потому реагирующее самым непосредственным и естественным образом.

Приспособившийся Ребенок - это состояние Естественного Ребенка, адаптированное к условиям и требованиям окружающего мира, это, например, прием пищи по установленному расписанию, соблюдение правил этикета и т.д.

Маленький Профессор - это состояние Ребенка, связанное с проявлением интуитивной мудрости, которая, однако, из-за недостатка знаний и опыта не всегда дает возможность правильно оценить обстоятельства. Ребенок, например, может правильно рассчитать, как заставить маму улыбаться, но предпринятые им поиски залежей нефти во дворе не принесут желаемого результата.

Состояние Я Ребенка появляется почти сразу после рождения, потом Я Родителя, когда ребенок, играя, подражает взрослым. Последним формируется Я Взрослого "... по мере того, как ребенок старается осмыслить окружающий мир" [32, c.30].

Гармонично развитый человек способен выбирать из какого состояния предпочтительнее действовать в каждом конкретном случае и легко переходит от одного состояния к другому. В привычных ситуациях он стремится действовать из наиболее подходящего, на его взгляд, состояния, и, если оно выбрано адекватно обстановке, это снижает напряженность, гармонизирует отношения и несомненно способствует успеху. Он, например, с детьми, как правило, - Родитель, на работе - Взрослый, с женой, возможно, - Ребенок.

Э.Берн отмечает возможность игры в какое-либо состояние [33]. Вероятно, из любого состояния Я можно играть роль другого состояния. Можно, например, представить делового человека, изображающего перед партнером детскую наивность и некомпетентность для усыпления его бдительности, или Родителя, разъясняющего приятелю полнейшую невыгодность рискованного предприятия, на которое тот намерен решиться, заботясь при этом единственно о его безопасности. В первом случае Взрослый играет роль Ребенка, во втором Родитель - Взрослого.

Несомненно, для игры в какое-либо состояние Я необходима некоторая (порой весьма значительная) доля артистического таланта, в то время как истинное действие из любого состояния происходит совершенно естественным образом. Наш деловой человек, например, после того, как за его партнером закроется дверь, может некоторое время посвятить игре на компьютере, дабы "успокоить нервы" после трудного разговора, или позвонить матери (жене, любовнице, подруге) и пожаловаться на трудности бизнеса. Нечего и говорить, что переход в истинное состояние Я Ребенка не потребует никаких усилий.

Бывает, что одно из состояний Я имеет "жесткие границы". В таком случае личность стремится действовать всегда только из этого состояния. "Такой человек всегда либо Родитель, либо Взрослый, либо Ребенок"[33]. Иногда одно из состояний Я ослаблено, в этом случае личность человека будет лишена тех качеств, которые несет с собой соответствующее состояние. "Для некоторых людей преобладающее состояние Я становится главной характеристикой их профессии: священники, в основном, Родители, диагносты, как правило, Взрослые, а клоуны - Дети" [33].

Но иногда, дабы избежать напряженности, а то и конфликта, в силу жизненных обстоятельств или внутренних побуждений человек вынужден играть "не свою роль". В этом случае он или научится действовать из нового состояния, или будет иметь коммуникативные проблемы.

Например, на вопрос покупателя: "Сколько стоит эта вещь?" - продавцу, возможно, захочется ответить из состояния Я Родителя:" Там все написано!" Однако здравомыслящий продавец, опасаясь потерять место, может быть ответит из состояния Я Взрослого: "Три рубля".

В то же время, иногда такое " перевоплощение" требует значительных усилий. Если человек, привыкший действовать из состояния Я Ребенка, решит "повзрослеть", то вместо Взрослого, скорее всего, получится Маленький Профессор со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Возможно, для того, чтобы сменить роль, ему понадобится получить дополнительные знания, и, если он на это способен, то может добиться успеха. А если нет (если он, например, безнадежно глуп), то действия из состояния Я Взрослого или Я Родителя могут быть весьма затруднительны. Вместо действия из истинного состояния Я Взрослого или Родителя может получиться только игра в эти состояния.

1.1.3. Психологическая дифференциация общества

Эрик Берн занимался не социологией, а психологией личности и поэтому не рассматривал полученную структуру личности в социологическом аспекте. Но если мы продолжим рассмотрение структуры личности в контексте именно социального поведения по отношению ко всему обществу, то теория Берна трансформируется в более общую, социологическую картину межличностных и групповых взаимодействий, что мы и рассмотрим в данном параграфе.

Общество, в котором мы живем, может быть (или казаться нам) жестоким, подавляющим, карающим или добрым, слабым, беспомощным, или твердым, справедливым, мудрым. Может быть бестолковым, а может быть разумным, может защищать, а может бросить на произвол судьбы, может помогать жить, а может мешать и т.д. и т.п. Конечно, то, каким мы его представляем, зависит не столько от реальной политики, сколько от нашего личного отношения к происходящему, которое отнюдь не всегда адекватно обстановке. 

Мы же, в свою очередь, любим общество, в котором живем или ненавидим, относимся с безразличием или презрением, активно помогаем ему чем можем, или вступаем с ним в борьбу, иногда не на жизнь, а на смерть.

Т.е. общество представляется нам как бы единой личностью (как отмечал Болдуин), с которой могут быть разнообразные, порой, очень сложные, а иногда и весьма драматичные взаимоотношения, заканчивающиеся иногда "разводом", а то и гибелью одной из сторон.

Если перевести вышесказанное на язык психологии, то можно сказать, что по отношению ко всему обществу, как и по отношению к отдельной личности, каждый человек действует из одного из своих состояний Я, он:

или Родитель, берущий ответственность за все, что происходит в стране, и относящийся к остальным членам общества как к своим детям;

или Ребенок, требующий от всего общества неусыпной заботы и вни-мания, перекладывающий на общество ответственность за свою жизнь и жизнь своих детей и связывающий все свои надежды с "хорошим" Родителем;

или Взрослый, который сам строит свою жизнь и желает, чтобы общество ему в этом хотя бы не мешало, а в лучшем случае создавало бы соответствующие условия.

Несомненно, в течение жизни человек может изменить свою роль. В начале жизни он, возможно, Ребенок, требующий помощи в получении образования, впоследствии Взрослый, создающий материальные блага для своей семьи (и общества), например, банкир, промышленник и т.д., в дальнейшем, перейдя на политическое поприще - Родитель, а в конце жизни, утратив, например, состояние, возможно снова Ребенок, ожидающий поддержки и уважения к своим заслугам перед обществом. Но в определенный период своей жизни, а зачастую и всю жизнь человек действует по отношению к обществу, также как и к отдельной личности, или определенному виду деятельности, обычно из какого-то одного из своих состояний Я.

Если мы объединим всех членов общества по предпочитаемым состояниям, то получим количественно неравные группы, которые назовем соответственно :

СОЦИАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗРОСЛЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК

Кроме того, Социальный Ребенок может быть:

СОЦИАЛЬНЫЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИСПОСОБИВШИЙСЯ РЕБЕНОК

СОЦИАЛЬНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ПРОФЕССОР

Полученные совокупности будем называть социально-психологическими группами. Особо отметим, что сам Берн такого объединения не проводил и наличие социально-психологических групп не отмечал.

Количественное соотношение социально-психологических групп в обществе, их состояние и взаимодействия, определяемые условиями сложившейся обстановки, а так же историческим опытом социума и формирует "портрет" общества, его "характер", устойчивость и исторические перспективы. Как это происходит рассмотрим в дальнейшем, а пока заметим, что общество более устойчиво, когда большее количество Социального Ребенка находится в Приспособившемся состоянии - психологически адаптированном к требованиям среды и меньшее - в Естественном.

Уже на основании такого простого объединения трудно не заметить, что общество психологически далеко неоднородно. Впрочем, с этим никто не спорит, но в теориях развития общества очень часто можно отметить попытки раскрыть механизмы социальных процессов без учета этого обстоятельства, в результате общество предстает перед нами как однородная масса, а человек, как "человек вообще". Вследствие такого подхода происходит унификация ценностей, желаний, устремлений всех членов общества.

Разделение общества на всевозможные социальные группы или общности, страты или классы хотя и выполняет, очень важную, описательную функцию, но не может объяснить глубинных механизмов социальных процессов, т.к. не опирается на биологические и психологические основы личности.

Но все же полученная модель слишком поверхностна и не дает представления о естественных механизмах дифференциации общества. Так же остается неизвестным сколько и каких, на самом деле, имеется структурных компонентов личности, как и почему они сформировались, каким образом это отражается на формировании структур социальных систем и т.д. Т.е. в рамках чисто психологической модели получены самые общие представления, так сказать, эскиз или, вернее, самый общий набросок будущей естественной модели эволюции цивилизации, для построения которой обратимся к правилам и закономерностям точных естественных наук: общей теории систем и современной синтетической теории эволюции.

Краткие выводы

Современная психология различает три основных структурных компонента личности, однако в теории Э.Берна, кроме трех основных: Родитель, Взрослый, Ребенок, имеются еще три структуры составляющие Ребенка: Естественный Ребенок, Приспособившейся Ребенок, Маленький Профессор.

Каждый человек по отношению к обществу использует одно из состояний Я, что в сумме предполагает наличие в обществе различных социально-психологических групп: Социального Родителя, Социального Взрослого, Социального Ребенка, последний, в свою очередь, состоит из Социального Естественного Ребенка, Социального Маленького Профессора и Социального Приспособившегося Ребенка.

Продолжение


Главная | Содержание | Предисловие | Введение
Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | А что же дальше? | Заключение
Обсуждение | Литература | Приложение | Summary| E-mail

Hosted by uCoz